МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Специфика социальной работы с подростками

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-34-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 14 10 14
Сам. работа 88 84 88 84
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чудова Светлана Георгиевна

Рабочая программа дисциплины
Специфика социальной работы с подростками

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать способность к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности молодежи и подростков, определению индивидуальных потребностей молодых людей с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению. Развить у будущих специалистов умение разрабатывать программу тренинга для подростков асоциального поведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить жизнедеятельность граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности молодых людей и формы психосоциальной работы с ними;
сущность, виды, формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения и их реализацию в условиях учреждений социального обслуживания населения.
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности подростков и групповые формы психосоциальной работы с ними; подбирать упражнения для организации психосоциальной работы с подростками асоциально поведения; разрабатывать конспекты проведения игровых, коррекционно-развивающих, тренинговых занятий, дискуссий; составлять программу социально-психологического тренинга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками моделирования ситуаций группового взаимодействия с подростками асоциального поведения; приемами взаимодействия с подростковой группой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. «Нетренинговые» формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения и их реализация
1.1. Игра как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения.Коррекционно-развивающее занятие для подростков асоциального поведения. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Игра как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения Практические 5 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Игра как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения Сам. работа 5 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Коррекционно-развивающее занятие для подростков асоциального поведения Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Коррекционно-развивающее занятие для подростков асоциального поведения Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Дискуссионные формы работы с подростками асоциального поведения Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Дискуссионные формы работы с подростками асоциального поведения Практические 5 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Дискуссионные формы работы с подростками асоциального поведения Сам. работа 5 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Тренинг как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения
2.1. Теоретические основы организации и проведения тренинга с подростками асоциального поведения.Социально-психологические тренинги для подростков асоциального поведения Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Теоретические основы организации и проведения тренинга с подростками асоциального поведения Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Теоретические основы организации и проведения тренинга с подростками асоциального поведения Сам. работа 5 24 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Социально-психологические тренинги для подростков асоциального поведения Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Социально-психологические тренинги для подростков асоциального поведения Сам. работа 5 30 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень заданий /вопросов
Теоретические вопросы

1. Требования к использованию игры в психосоциальной работе с подростками асоциального поведения.
2. Технология организации игровой деятельности.
3. Сюжетно-ролевая игра.
4. Ролевая игра.
5. Организационно-деятельностная игра.
6. Деловая игра.
7. Цели, задачи, методика проведения коррекционно-развивающих занятий с подростками асоциального поведения.
8. Требования к проведению дискуссии.
9. Правила ведения дискуссии.
10. Панельная дискуссия.
11. Форум.
12. Симпозиум.
13. Дебаты.
14. Содержание деятельности с подростками асоциального поведения в реабилитационной студии.
15. Специфика тренинговой формы работы с подростками асоциального поведения.
16. Формы организации тренинговых занятий с подростками асоциального поведения.
17. Разработка программы тренинга.
18. Структура тренинговых занятий.
19. Техника вербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками.
20. Техника невербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками.
21. Техника активного слушания.
22. Упражнение как метод психосоциальной работы с подростками. Виды упражнений.
23. Тренинг по развитию у подростков коммуникативных навыков.
24. Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний.
25. Тренинг по формированию позитивных жизненных целей.
26. Тренинг гармонизации детско-родительских отношений.

Практическое задание
Разработать программу социально-психологического сопровождения подростков девиантного поведения.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
Перечень тем

1. Технология организации игровой деятельности.
2. Сюжетно-ролевая игра.
3. Организационно-деятельностная игра.
4. Деловая игра.
5. Методика проведения коррекционно-развивающих занятий.
6. Дискуссия.
7. Панельная дискуссия.
8. Дискуссия - форум.
9. Дискуссия - симпозиум.
10. Дебаты.
11. Содержание деятельности с подростками асоциального поведения в реабилитационной студии.
12. Формы организации тренинговых занятий с подростками асоциального поведения.
13. Структура тренинговых занятий.
14. Техника вербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками.
15. Техника невербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками.
16. Техника активного слушания.
17. Упражнение как метод психосоциальной работы с подростками. Виды упражнений.
18. Тренинг по развитию у подростков коммуникативных навыков.
19. Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний.
20. Тренинг по формированию позитивных жизненных целей.
21. Тренинг гармонизации детско-родительских отношений.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 6-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Павленок Петр Денисович Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система. Издательство "Лань". Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Э2 Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя).
- На практическом занятии ответы студент излагает устно. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке.
- Практическое задание выполняется самостоятельно, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 фонда оценочных средств. Выбор тренинговых упражнений должен определяться индивидуальными потребностями выбранной целевой группы подростков. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 фонда оценочных средств.
- Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно).
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
- Зачет проходит в устной форме, включает теоретический вопрос и практическое задание, выбранные из перечня вопросов к зачету п.3 фонда оценочных средств. Теоретический вопрос и практическое задание касается определения индивидуальных потребностей подростков группы риска и разработки индивидуальных программ и мероприятий по социально-психологическому сопровождению. Оценка за зачет ставится суммарно, исходя из полноты и глубины ответов на вопрос и задание.