МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Количественные методы в психолого-педагогических исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18,5 17 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 14 14 42 42
Практические 22 22 22 22 22 22 66 66
Сам. работа 72 72 36 36 36 36 144 144
Итого 108 108 72 72 72 72 252 252

Программу составил(и):
к. пед. н, доцент, Кравченко Г.В;преподаватель, Нузирова А.Е.

Рецензент(ы):
д.пс.н, профессор, Каширский Д.В.

Рабочая программа дисциплины
Количественные методы в психолого-педагогических исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2020 г. № 5
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В., д.пс.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2020 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В., д.пс.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обоснование целостного и системного понимания вероятностной парадигмы и статистического подхода в описании экспериментальных данных в области психологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-12 способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации
ПК-36 способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать, обрабатывать и интерпретировать их результаты
ПСК-4.2 способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о возможностях и ограничениях математических и статистических методов для решения широкого класса профессиональных задач;
методы диагностики психосоциальных проблем и отклонений в развитии, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять стандартные алгоритмы статистического анализа экспериментальных данных;
выбирать адекватные психологические технологии и статистические методы в процессе планирования исследования и проведения доказательств выдвигаемых гипотез;
самостоятельно проводить обработку данных с помощью стандартных статистических пакетов;
формулировать выводы по результатам статистического анализа по теме научного исследования;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессиональной работы в стандартном статистическом пакете типа SPSS;
интерпретации результатов статистического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Измерение в психологии. Введение и обобщения.
1.1. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии Лекции 2 6 ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии. Устный опрос Практические 2 6 ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии. Изучение литературы по теме Сам. работа 2 6 ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Методы проведения прикладных научных исследований, обработка и интерпретация данных. Изучение источников по теме Сам. работа 2 20 ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2
1.5. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения Лекции 2 4 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения. Устный опрос Практические 2 4 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения. Изучение литературы по теме Сам. работа 2 16 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Лекции 2 2 ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Решение задач Практические 2 6 ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Изучение литературы по теме Сам. работа 2 10 ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Процедура исследования. Проблема выборочного метода. Основные понятия выборочного метода. Лекции 2 2 ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Решение задач Сам. работа 2 10 ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.13. Компьютерные симуляторы Практические 2 4 ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Формулировка выводов научного исследования Сам. работа 2 10 Л1.1, Л3.1, Л1.2
1.15. Зачет Практические 2 2 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Анализ распределений. Описательная статистика.
2.1. Случайные величины и способы их описания Лекции 3 4 ОК-12 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Случайные величины и способы их описания. Изучение литературы по теме Сам. работа 3 8 ОК-12 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Случайные величины и способы их описания. Устный опрос Практические 3 4 ОК-12 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Описательные статистики Лекции 3 4 ОК-12 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Представление данных. Гистограммы. Дескриптивная статистика. Решение задач Практические 3 4 ОК-12 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Представление данных. Гистограммы. Дескриптивная статистика. Изучение литературы теме Сам. работа 3 2 ОК-12 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Законы распределения вероятностей. Нормальное распределение Лекции 3 6 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Законы распределения вероятностей. Нормальное распределение Практические 3 4 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Законы распределения вероятностей. Изучение литературы по теме. Составление опорного конспекта Сам. работа 3 8 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Критерии согласия. Оценка нормальности распределения. Решение задач Практические 3 4 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Критерии согласия. Оценка нормальности распределения. Изучение литературы по теме. Решение задач Сам. работа 3 8 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Представление результатов статистической обработки данных в виде отчета Сам. работа 3 10 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Современные психологические технологии решения задач в различных областях профессиональной деятельности. Диагностика психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия. Изучение источников по теме Сам. работа 4 16 ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Критерии проверки статистических гипотез.
3.1. Статистические гипотезы и их виды. Практические 3 2 ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Статистические критерии и их виды. Составление опорного конспекта. Практические 3 4 ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.3. U-критерий Манна-Уитни. Решение задач Практические 4 2 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Т-критерий Стьюдента. Решение задач Практические 4 2 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Критерии для связанных выборок. Решение задач Практические 4 4 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Решение задач Сам. работа 4 10 ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Анализ зависимостей. Меры связи.
4.1. Корреляционный анализ в психологии Лекции 4 4 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Корреляционный анализ данных. Решение задач Практические 4 4 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Регрессионный анализ данных Лекции 4 4 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Регрессионный анализ данных. Решение задач Практические 4 4 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Дисперсионный анализ данных Лекции 4 6 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Дисперсионный анализ данных. Решение задач Практические 4 4 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.7. Решение задач Сам. работа 4 10 ОК-12, ПК-36 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.8. Зачет Практические 4 2 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Прикреплены в приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
файл в Приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романко В.К. Статистический анализ данных в психологии: Учебное пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний // ЭБС "ONLINE", 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Артемьева О. А. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Блягоз З.У. Теория вероятностей и математическая статистика. Курс лекций: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л2.2 Андрухаев Х.М. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие Азбука, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мастерская «Математические методы в психологии» www.psychology-online.net
Э2 Информационный портал Московского городского научно-исследовательского семинара «Математическая психология», руководители Митина О.В. и Куравский Л.С. www.it.mgppu.ru
Э3 Научный электронный журнал «Психологические исследования» psystudy.ru
Э4 Научный журнал «Моделирование и анализ данных», Главный редактор – Л.С. Куравский http://psyjournals.ru/mad/
Э5 Научная электронная библиотека "Киберленинка" cyberleninka.ru
Э6 Journal of Mathematical Psychology (USA) Editor-in-Chief: J. Myung www.journals.elsevier.com
Э7 British Journal of Mathematical and Statistical Psychology Edited By: T.Baguley (ISSN)2044-8317 onlinelibrary.wiley.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
Текущая лицензионная версия статистического пакета SPSS.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по дисциплине см. в учебном пособии:
Янова Н.Г. "Измерение и прогнозирование в психологии", Азбука, 2017, с.74-95