МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математическая экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-345-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.м.н, Доцент, Исаева О.В.

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Кузьмин Петр Иннокентьевич

Рабочая программа дисциплины
Математическая экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р. экон. наук, профессор Шваков Е.Е.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р. экон. наук, профессор Шваков Е.Е.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство с основными методами анализа сложных экономических процессов и построения соответствующих математических моделей;
изучение с основными типовыми моделями микро- и макроэкономики;
подготовка к изучению и применению аналитических методов в экономике и самостоятельному изучению тех разделов математики, которые могут потребоваться дополнительно в практической и исследовательской работе;
формирование у студентов навыков анализа фундаментальных понятий с абстрактно-математической точки зрения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-23 способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
ПК-24 способностью готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные математические методы формализации прикладных задач и основные этапы системного подхода
3.2.Уметь:
3.2.1.применять математические методы формализации и основные этапы системного подхода для решения типовых профессиональных экономических и управленческих задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования современного математического инструментария и методов системного анализа для исследования и решения прикладных экономических задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Математическое программирование в экономике
1.1. Линейное программирование Лекции 2 1 ПК-23 Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Основные теоремы двойственности Лекции 2 0 ПК-23 Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Нелинейное программирование Лекции 2 0 ПК-23 Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Метод динамического программирования Лекции 2 0 ПК-23 Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Решение задачи нелинейного программирования на условный экстремум методом множителей Лагранжа Лабораторные 2 0 ПК-23 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Оптимизация распределения капитальных вложений между предприятиями методом динамического программирования Лабораторные 2 0 ПК-23 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Геометрическая интерпретация и графический метод решения задачи линейного программирования Лабораторные 2 1 ПК-23, ПК-24 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.8. Геометрическая интерпретация и графический метод решения задачи нелинейного программирования Лабораторные 2 1 ПК-23, ПК-24 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.9. Сам. работа 2 22 ПК-23, ПК-24 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основы финансового менеджмента
2.1. Элементы финансовой математики Лекции 2 0 ПК-23 Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Задачи оптимизации рискового и безриского портфеля Лекции 2 0 ПК-23 Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Оценка инвестиционных процессов Лекции 2 1 ПК-23 Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Эквивалентные процентные ставки. Эффективная ставка. Учет инфляции. Финансовая эквивалентность обязательств Лабораторные 2 0 ПК-23 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Оценка инвестиционных процессов Лабораторные 2 0 ПК-23 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Элементы финансовой математики Лабораторные 2 1 ПК-23 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Оценка инвестиционных процессов Лабораторные 2 1 ПК-23 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.8. Сам. работа 2 24 ПК-23, ПК-24 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Математические модели в страховании
3.1. Основные понятия и сущность страхования Лекции 2 0 ПК-23 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Актуарные расчеты Лекции 2 1 ПК-23 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Таблицы смертности и страховые вероятности. Коммутационные функции. Страховые аннуитеты Лабораторные 2 0 ПК-23 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Сам. работа 2 20 ПК-23, ПК-24 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Оптимизационные модели микро и макроэкономики
4.1. Модель «затраты–выпуск». Открытые и замкнутые модели Леонтьева. Прямые и косвенные затраты. Макроэкономические производственные функции. Модель Солоу. Динамические линейные модели. Модель Неймана Лекции 2 1 ПК-23 Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Модель потребительского выбора. Функция полезности потребителя. Карта кривых безразличия. Бюджетное множество и бюджетное ограничение. Уравнение Слуцкого Лекции 2 0 ПК-23 Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Математические модели макроэкономики Лабораторные 2 1 ПК-23 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Математические модели микроэкономики Лабораторные 2 0 ПК-23 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Математические модели микроэкономики Лабораторные 2 1 ПК-23 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Сам. работа 2 28 ПК-23, ПК-24 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Королев А.В. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Четыркин Е.М. Финансовая математика: учебное пособие М.: Дело, 2001
Л1.3 Кравец О.Я., Моисеев С.И., Кустов А.И. Основы математической экономики: практикум: учеб. пособие Воронеж: Научная книга, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кремер Н.Ш. - под ред. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Кузнецов Б.Т. Математика: учебник М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Байкин А.А. Математическая экономика: рабочая прогр. и задания для семинар. занятий для студентов экон. спец. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.intuit.ru – сервер интернет-университета Интуит
Э2 www.library.ru - Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
Э3 www.spsl.nsc.ru - Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН
Э4 www.rsl.ru - Российская Государственная Библиотека
Э5 www.akunb.altlib.ru - АКУНБ им. В.Я. Шишкова
Э6 www.nlr.ru - Российская Национальная библиотека
Э7 www.alleng.ru/edu/math9.htm - Информационно-справочный портал «Образовательные ресурсы Интернета - школьникам и студентам»
Э8 курс в Moodl portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice, MicrosoftWindows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный материал курса «Математическая экономика», разбит на разделы и темы, изучение которых ориентированно на работу со списком основной и дополнительной литературы (см. соответствующий раздел РПД).
Изучение курса предусматривает проведение лекционных, практических и лабораторных занятий. Подготовка к практическому занятию предполагает решение комплекса типовых заданий (определяет ведущий преподаватель) по соответствующей теме и подготовка ответов на ряд теоретических вопросов.
В некоторых лабораторных работах задания по теме для решения следует формулировать, подставив в текст задания вместо определённых параметров номер своего варианта (требуется уточнить у ведущего преподавателя). Если для выполнения упражнения требуются графические построения, то необходимо: подписать координатные оси, выбрать подходящий масштаб по каждой из осей и аккуратно выполнить чертеж. Каждая лабораторная работа содержит пять заданий и оценивается по 4-х баллной шкале.
Форма итоговой аттестации по дисциплине – зачет с оценкой.
К зачету по курсу «Математическая экономика», допускаются студенты, выполнившие и защитившие в течение семестра (курса обучения) все лабораторные работы (необходимый минимум требуется уточнить у преподавателя).