МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тренинг мотивации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 50 23 50 23
Итого 72 45 72 45

Программу составил(и):
канд.психол.н. , доцент, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
д.психол.н., зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Тренинг мотивации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., к.псх. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., к.псх. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебного курса «Тренинг личностного развития» является психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов, содействие приобретению личного опыта участия в групповой работе, формирование навыка установления психологического контакта в процессе межличностного взаимодействия; повышение компетентности в общении; умение обнаруживать и устранять разнообразные психологические барьеров, возникающих в процессе межличностного взаимодействия; формирование навыков психологического самоанализа и принятия личностных качеств;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
ПК-13 способностью к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о понятии личностного роста, взаимосвязи личностного развития с процессом профессионального становления психолога;
- о понятии и роли рефлексии в процессе развития личности и профессиональном становлении;
- о методах и способах когнитивной и эмоциональной саморегуляции деятельности и психического состояния;
- о понятии эмпатии, ее роли в установлении межличностного контакта, в профессиональном становлении психологов;
- о понятии, правилах подачи и восприятия обратной связи, ее роли в установлении межличностного взаимодействия;
- о понятии и видах поддержки, способах и формах оказания поддержки и самоподдержки.
3.2.Уметь:
3.2.1.- ставить долгосрочные и краткосрочные цели, регулирующие процесс саморазвития личности;
- использовать собственную личность как инструмент выстраивания взаимоотношений с другим человеком;
- осознавать собственные потребности и чувства, использовать это понимание в процессе саморегуляции; выстраивать взаимодействие на основе безоценочного восприятия Другого;
- выстраивать диалог с собеседником, формулируя фразы по типу Я-высказывания;
- выделять в беседе ключевые фразы, отражающие позицию Другого и проверять степень их понимания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыком самонаблюдения и самоанализа, фиксирования наиболее важных моментов, связанных с личностным ростом;
- навыком выделять и осознавать потребности и эмоциональные переживания личности;
- навыком самопомощи и самоподдержки через осознавание и принятие собственных личностных свойств и качеств; навыком использования вербальных и невербальных средств для установления контакта в процессе межличностного взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Знакомство и установление контакта.
1.1. Знакомство с группой. Выработка правил групповой работы с целью достижения результатов личностного роста. Лекции 5 2 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проблематика личностного развития в жизни психолога.
2.1. Понятие личностного роста в концепциях гуманистических психологов. Взаимосвязь с процессом профессионального становления психолога. Постановка персональных целей личностного развития. Практические 5 2 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1
2.2. Самонаблюдение. Ведение дневника Сам. работа 5 2 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие личностного роста в концепциях гуманистических психологов. Взаимосвязь с процессом профессионального становления психолога. Постановка персональных целей личностного развития. Сам. работа 5 2 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Осознание собственных чувств, эмпатия и рефлексия.
3.1. Чувства как инструмент работы психолога. Умение осознавать и предъявлять свои чувства. Понятие и роль рефлексии в процессе развития личности и профессиональном становлении. Практические 5 2 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.2. Чувства как инструмент работы психолога. Умение осознавать и предъявлять свои чувства. Сам. работа 5 2 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.3. Понятие и роль рефлексии в процессе развития личности и профессиональном становлении.Самонаблюдение. Ведение дневника. Сам. работа 5 2 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.4. Понятие эмпатии, ее роль в установлении межличностного контакта, в профессиональном становлении психологов. Отработка навыка использования вербальных и невербальных средств установления контакта в процессе межличностного взаимодействия. Практические 5 4 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.5. Понятие эмпатии, ее роль в установлении межличностного контакта, в профессиональном становлении психологов. Отработка навыка использования вербальных и невербальных средств установления контакта в процессе межличностного взаимодействия. Самонаблюдение. Ведение дневника. Сам. работа 5 2 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Роль обратной связи в межличностном взаимодействии.
4.1. Личность как инструмент выстраивания взаимоотношений с другим человеком. Понятие, правила подачи и восприятия обратной связи, ее роль в установлении межличностного взаимодействия; Практические 5 4 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1
4.2. Личность как инструмент выстраивания взаимоотношений с другим человеком. Понятие, правила подачи и восприятия обратной связи, ее роль в установлении межличностного взаимодействия. Самонаблюдение. Ведение дневника. Сам. работа 5 2 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Принятие себя и других.
5.1. Понятия принятия и самопринятия. Осознание собственных личностных особенностей. Понятие об изменении через принятие. Практические 5 4 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1
5.2. Понятия принятия и самопринятия. Сам. работа 5 4 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1
5.3. Осознание собственных личностных особенностей. Понятие об изменении через принятие.Самонаблюдение. Ведение дневника. Сам. работа 5 4 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Результаты саморазвития.
6.1. Анализ результатов проделанной работы и личностных изменений. Обсуждение перспектив личностного развития. Процедура прощания с группой. Практические 5 4 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1
6.2. Анализ результатов проделанной работы и личностных изменений. Выделение перспектив личностного развития. Самонаблюдение. Ведение дневника. Сам. работа 5 3 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р. Кочюнас Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов Академ. Проект, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Левкин В. Е. Социально-психологический тренинг для психолога: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 Курс в Moodle "Тренинг мотивации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, и практических занятий.