МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация тренинга командообразования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 59
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 59 59 59 59
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Организация тренинга командообразования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол.наук, профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой доктор психол.наук, профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебного курса «Тренинг лидерства и командообразования» состоит в обучении магистрантов основам проведения тренинга командообразования как метода практической работы психолога и формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд.
 Сформировать у магистрантов систему знаний по теории и методологии тренинга командообразования;
 познакомить магистрантов с основными областями применения психологического тренинга командообразования, с этапами проведения этого тренинга, правилами организации;
 помочь овладеть знаниями о психологических механизмах, действующими в группе, в процессе ее функционирования и развития;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.50

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-1 подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Основные компетенции в реализации лидерской позиции;
создание команды. Основные роли в команде
- Отличия команды от рабочих групп. Жизненный цикл команды
- Овладеть технологией проведения тренинга командообразования
3.2.Уметь:
3.2.1.- подобрать упражнения для тренинга командообразования в соответствии с групповой динамикой команд ,
- анализировать результаты проведенных тренинговых занятий: как с точки зрения его эффективности диагностировать тренинговую группу, отслеживать динамику ее развития;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- опытом подбора упражнений для тренинга командообразования;
- навыком самостоятельного ведения тренинга командообразования;
- навыком управления внутригрупповыми процессами (на внутриличностном, межличностном, групповом уровнях) в тренинге, отслежевания внутригрупповой динамики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Технология конструирования и проведения тренинга лидерства и командообразования в организации
1.1. Психологический тренинг командообразования как метод практической психологии в создании эффективной программы Практические 6 4 ПСК-1 Л2.3, Л3.2, Л3.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные компетенции в реализации лидерской позиции в тренинге командообразования Практические 6 4 ПСК-1 Л2.3, Л3.2, Л3.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Создание команды. Основные роли в команде Отличия команды от рабочих групп. Жизненный цикл команды Практические 6 4 ПСК-1 Л2.3, Л3.2, Л3.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Создание команды. Основные роли в команде Отличия команды от рабочих групп. Жизненный цикл команды Сам. работа 6 4 ПСК-1 Л2.3, Л3.2, Л3.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Основные компетенции в реализации лидерской позиции в тренинге командообразования Сам. работа 6 4 ПСК-1 Л2.3, Л3.2, Л3.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Механизмы управления групповым процессом. Групповая динамика. Обратная связь. Методы используемые в тренинге лидерства и командообразования.
2.1. Структура психологического тренинга командообразования. Принципы организации и программа психологического тренинга командообразования Практические 6 4 ПСК-1 Л2.3, Л3.2, Л3.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Организация психологческого тренинга команообразования. Анонсирование, подбор группы. Постановка целей. Подбор упражнений. Практические 6 4 ПСК-1 Л2.3, Л3.2, Л3.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Организация психологческого тренинга команообразования. Анонсирование, подбор группы. Постановка целей. Подбор упражнений. Сам. работа 6 4 ПСК-1 Л2.3, Л3.2, Л3.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Базовые методы тренинга командообразования. Специфика групповой психологической работы в зависимости от типа психологических проблем участников в группе. Практические 6 2 ПСК-1 Л2.3, Л3.2, Л3.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Базовые методы тренинга командообразования. Специфика групповой психологической работы в зависимости от типа психологических проблем участников в группе. Сам. работа 6 4 ПСК-1 Л2.3, Л3.2, Л3.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Разработка и проведение магистрантами тренингового занятия в учебной группе Сам. работа 6 21 ПСК-1 Л2.3, Л3.2, Л3.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Структура психологического тренинга командообразования. Принципы организации и программа психологического тренинга командообразования Сам. работа 6 22 ПСК-1 Л2.3, Л3.2, Л3.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Зачет 6 27 ПСК-1 Л2.3, Л3.2, Л3.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. В. Шамардина, И. А. Ральникова Самореализация в контексте личностного роста: социально-психологический тренинг общения [Электронный ресурс]: монография АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Е. И. Середа Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост: практикум Речь, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михайлова, Елена Витальевна Самопрезентация: теории, исследования, тренинг: Психологический практикум СПб. : Речь, 2007
Л2.2 Атватер И., Даффи К.Г. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней. : Учебн. Пособие М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Красовский Ю. Д. Организационное поведение: Учебник М.:Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116632
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шуванов В.И. Социальная психология управления: Учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Л3.2 Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л3.3 М. Л. Соснова Тренинг коммуникативного мастерства: учеб. пособие для вузов М.: Академ. Проект, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э2 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э3 курс в Moodle Организация тренинга командообразования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
При освоении курса «Психология кадрового менеджмента» одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс.
Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой в данном УМК к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины «Психология кадрового менеджмента» предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятий при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические указания по организации самостоятельной работы
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Психология кадрового менеджмента»:
− для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др.
− для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др.
− для формирования умений: анализ теоретической профессионально ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.
Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к экзамену.