МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политические технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.06.01. Политические науки и регионоведение
НаправленностьПолитические институты, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_06_01_Политические науки и регионоведение-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 4 12 4
Практические 12 4 12 4
Сам. работа 57 91 57 91
Часы на контроль 27 9 27 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.полит.н., зав. кафедрой , Шашкова Я.Ю.;к. филос. н., доцент, Заусаева Н.А.

Рецензент(ы):
к.ист. н. , доцент, Асеев С.Ю.;

Рабочая программа дисциплины
Политические технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.06.01 Политические науки и регионоведение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №900)

составлена на основании учебного плана:
41.06.01 Политические науки и регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Ярослава Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Ярослава Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Данная дисциплина направлена на формирование у аспирантов представления о технологических характеристиках политического пространства, технологиях политической мобилизации, принципах и механизмах политического управления в современных условиях. Программа разработана в соответствии с паспортом специальности 23.00.02 "Политические институты, процессы и технологии".

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью осуществлять исследование политических институтов, акторов, процессов и технологий с опорой на современные подходы и методы политической науки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание и тенденции развития российских и зарубежных направлений исследований политических технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.критически анализировать и оценивать современные научные и практические достижения в области изучения и осуществления политических технологий, выделять направления исследований и представителей соответствующих им основных научных школ, проецировать полученные знания на содержание собственной научной работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.критически анализировать и оценивать современное содержание теорий политических технологий, выделять направления исследований и представителей соответствующих им основных научных школ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Политический анализ, прогноз, политические технологии
1.1. Политические технологии Лекции 4 2 ПК-3 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
1.2. Политические технологии Сам. работа 4 20 ПК-3 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
1.3. Политическое управление Лекции 4 2 ПК-3 Л2.4, Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Политическое управление Сам. работа 4 30 ПК-3 Л2.4, Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Выборы и избирательные кампании Практические 4 2 ПК-3 Л1.4, Л2.5, Л1.1, Л1.3
1.6. Выборы и избирательные кампании Сам. работа 4 20 ПК-3 Л1.4, Л2.5, Л1.1, Л1.3
1.7. Формирование общественного мнения в политике Практические 4 2 ПК-3 Л1.2, Л1.4, Л2.5, Л1.1, Л1.3
1.8. Формирования общественного мнения в политике Сам. работа 4 21 ПК-3 Л1.2, Л1.4, Л2.5, Л1.1, Л1.3
1.9. Экзамен 4 9 ПК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. С. Гаджиев Политология : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Л.В. Сморгунов Современная сравнительная политология: учеб. для вузов М.: РОССПЭН, 2002
Л1.3 Гаджиев К.С. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Соловьев А. И. Политология. Политическая теория. Политические технологии: учебник для вузов Аспект Пресс, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Туронок С.Г. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Под ред. Сморгунова Л.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. КОНЦЕПЦИИ И ПРОБЛЕМЫ 2-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Под ред. Сморгунова Л.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. УРОВНИ, ТЕХНОЛОГИИ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 2-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Шашкова Я.Ю. Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие Барнаул: [Изд-во АлтГУ], 2012
Л2.5 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: Учебник и практикум Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) www.inion.ru
Э2 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э3 Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова uwh.lib.msu.su
Э4 Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент. ecsocman.hse.ru
Э5 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э6 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э7 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э8 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э9 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца.
4. Запись конспекта должна быть систематической, логически связной

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании аспирантов основные теории и проблемы изучения политических институтов, процессов и технологий.
Задачи практических занятий:
1.становление и развитие познавательной мотивации аспирантов;
2.умение использовать полученные знания в дальнейшей научно-исследовательской и профессиональной деятельности;
3.овладение понятийным аппаратом в области исследования политических институтов, процессов и технологий.
Приступая к подготовке темы практического занятия, аспиранты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Аспиранты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным политологическим понятиям каждого занятия, приводить примеры из политической практики.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Самостоятельная работа аспирантов проводится с целью:
1.закрепления знаний обучающегося в области изучения политических технологий;
2.углубления и расширения профессионального уровня аспиранта;
3.формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, примеры из политической практики;
4.развития познавательных способностей аспиранта;
5.формирования навыков научно-исследовательской работы и практической деятельности;
6.подготовка к сдаче кандидатского экзамена по специальности.
Самостоятельная работа аспиранта включает подготовку к практическим занятиям, освоение литературы по каждой теме и анализ возможности ее применимости к различным политологическим исследованиям.