МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическая психология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.психол.н., доцент, Фролова Надежда Владимировна

Рецензент(ы):
К.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Педагогическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.04.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.04.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - дать представление о современной роли обучения и воспитания в развитии личности, механизмах и условиях становления личности в процессе обучения и воспитания, о многообразии современных методов обучения и воспитания и техниках педагогического взаимодействия.

Задачи курса:

- систематизировать базовые знания по психологическим аспектам педагогической деятельности;

- сопровождать развитие психолого-педагогической компетентности студентов; опыта творческого использования знаний в практике образовательного процесса;

- при организации учебно-воспитательного процесса обеспечить студентов знаниями по правлению интеллектуальным и личностным развитием обучающихся;

- обеспечить овладение студентами умениями и навыками анализа различного типа учебно-воспитательных ситуаций, а также прогнозирование их иээвективности при организации образовательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания иностранных языков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. этапы развития педагогической психологии и её современное состояние; методы пропаганды психологических знаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать современные теории обучения и воспитания; определять наиболее оптимальные условия для обучения,
воспитания в соответствии с возрастными особенностями детей; оценивать результаты учебно-воспитательного процесса организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом решения профессиональных задач на основе знаний особенностей организации педагогической и учебной деятельности; оценки результатов учебно-воспитательного процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОБЩЕНАУЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Предмет, задачи педагогической психологии, психология образования Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет, задачи педагогической психологии, психология образования Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Предмет, задачи педагогической психологии, психология образования Сам. работа 4 8 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Единство обучения и учения в образовательном процессе, психологические аспекты научения Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Единство обучения и учения в образовательном процессе, психологические аспекты научения Сам. работа 4 8 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы исследования в педагогической психологии Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Методы исследования в педагогической психологии Сам. работа 4 8 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Соотношение обучения и развития, роль рефлексии в обучении,обучаемость и ее критерии, мотивация учебной деятельности Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Соотношение обучения и развития, роль рефлексии в обучении,обучаемость и ее критерии, мотивация учебной деятельности Сам. работа 4 8 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Теоретические взгляды о взаимосвязи обучения и развития (Торндайк, Уотсон, Штерн, Пиаже, Выготский, Брунер) Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.4. Теоретические взгляды о взаимосвязи обучения и развития (Торндайк, Уотсон, Штерн, Пиаже, Выготский, Брунер) Сам. работа 4 7 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.5. Современные направления обучения Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.6. Современные направления обучения Сам. работа 4 6 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
3.1. Закономерности воспитания, методы и формы воспитания и самовоспитания, психология нравственного воспитания Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.2. Закономерности воспитания, методы и формы воспитания и самовоспитания, психология нравственного воспитания Сам. работа 4 4 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Многообразие представлений о процессе воспитания Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.4. Структура воспитательного процесса Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГА
4.1. Профессиональные кризисы и деструкции педагогов, педагогические способности, индивидуальный стиль в педагогической деятельности Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
4.2. Личность учителя как условие эффективного обучения Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
4.3. Барьеры педагогического общения Практические 4 4 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы:
1. Сущность традиционного обучения, его достоинства и недостатки.
2. Сущность проблемного обучения, его достоинства и недостатки.
3. Сущность программированного обучения, его достоинства и недостатки.
4. Влияние динамики представлений об общем направлении и движущих силах развития личности на теоретические взгляды о взаимосвязи обучения и развития.
5. Проявление концептуальных психологических подходов к решению вопроса о соотношении обучения и развития в конкретных образовательных практиках.
6. Развитие понятия "развивающее обучение" и "развивающее образование".
7. Возможности и ограничения развивающего обучения как конкретной образовательной технологии.
8. Перспективы развития современного развивающего образования.
9. анализ результатов реализации проектов личностно-центрированного подхода в зарубежном педагогическом опыте.
10. Своеобразие отечественных подходов к реализации личностно-ориентированного обучения в современной школе.
11. Общая характеристика учебной мотивации как психологической категории.
12. Влияние мотивационных ориентаций на успешность учебной деятельности.
13. Проблемы психологического обеспечения устойчивости учебной мотивации учащегося.
14. Психологическое содержание понятий "интеллект" и "умственное развитие".
15. Принципы развития общих и специальных способностей в подростковом и раннем юношеском возрасте.
16. Институты воспитания: семья, школа, средства массовой информации, литература, искусство.
17. Факторы влияния коллектива на формирование личности.
18. Ступени развития самовоспитания.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Отсутствуют
5.3. Фонд оценочных средств
Прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ермаков В. А. Психология и педагогика: Учебное пособие Евразийский открытый институт, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90708
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соловьева, Н. И. Психология в контексте жизненного познавательного опыта студентов [Электронный ресурс] : гуманит. и естественнонауч. дисциплин. лтГУ, Фил. в г. Славгороде, Каф. гуманит. и естественнонауч. дисциплин. - 2-е изд., перераб. и доп., Учеб. электрон. изд. - Славгород: [б. и.], , 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/190
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология в контексте жизненного познавательного опыта студентов [Электронный ресурс] http://elibrary.asu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов).
В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ.