МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по решению школьных экономических задач

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рецензент(ы):
д.п.н, профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по решению школьных экономических задач

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение методикой решения школьных экономических задач;

формирование умений конструировать различные типы школьных задач по экономике;

развитие у будущих педагогов профессионального мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять обучение математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2 Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения математики и экономики
ПК-3 Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания математики и экономики
ПК-4 Способен организовывать педагогическую деятельность по проектированию программ основного и среднего общего образования в области математики и экономики
ПК-5 Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении математике и экономике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные проблемы экономичечской науки и образования, их ценностный потенциал для решения профессиональных задач;
межпредметные связи, необходимые для решения школьных задач по экономике;
типы школьных экономических задач;
общие способы решения конкретных экономических задач и ситуаций;
алгоритмы решения задач базового и повышенного уровня сложности;
способы решения экономических задач в условиях ОГЭ и ЕГЭ;
способы конструирования школьных экономических задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать экономические задачи, используя различные алгоритмы решения; моделировать изучаемые процессы;
делать обобщение и систематизировать полученные знания;
применять знания в новых и измененных ситуациях;
использовать знание различных типов школьных экономических задач для их конструирования; применять современные методики и технологии для решения и конструирования школьных экономических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования знания современных проблем экономики и образования при решении профессиональных задач;

применения современных методик и технологий для решения различных типов школьных экономических задач;
применение современных методик и технологий для конструирования различных типов школьных экономических задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Реализация задачного подхода в обучении школьников биологии и экологии в условиях компетентностной модели образования
1.1. Задачное структурирование образовательного материала по экономике Практические 4 2 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Задачное структурирование образовательного материала по экономике Сам. работа 4 12 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Типы школьных задач по экономике Сам. работа 4 12 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Общие подходы к методике решения и технологии конструирования школьных задач по экономике Сам. работа 4 12 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Опыт решения и конструирования школьных задач по экономике
2.1. Методика решения школьных задач по экономике Практические 4 2 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Технология конструирования школьных задач по экономике Сам. работа 4 12 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Методика решения школьных экономических задач высокого уровня сложности
3.1. Методика решения олимпиадных экономических задач Сам. работа 4 12 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Методика решения задач по экономике в условиях ОГЭ Практические 4 2 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Методика решения задач по экономике в условиях ОГЭ Сам. работа 4 12 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Методика решения задач по экономике в условиях ЕГЭ Практические 4 2 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.5. Методика решения задач по экономике и экологии в условиях ЕГЭ Сам. работа 4 12 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.6. Самостоятельная работа Сам. работа 4 12 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.7. Зачет Зачет 4 4 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Теория и методика обучения биологии: Учебная литература для ВУЗов МПГУ; Издательство «Прометей», 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Практикум по решению школьных задач по биологии и экологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Умение учителя успешно решать школьные задачи по экономике - важная предпосылка т.н. "перехода учителя в ученика", когда умения педагога становятся умениями школьников.
Прежде всего будущие учителя должны понять, что учебная задача имеет форму, структуру и содержание. Рассматривая различные типологии школьных задач (терминологические, ситуационные и др.), важно осознать что в основе комплексной типологии школьных экономических задач лежит принцип их системного конструирования, согласно которому задачи могут быть типологизированы по разным основаниям. Особое внимание следует обратить на решение творческих познавательных задач, задач проблемного характера. В проблемной задаче обнажены противоречия между приведенными утверждениями или между утверждением и известной информацией. Возникающая при этом информационная конфликтность создает стимул для активизации познавательного поиска и вместе с тем определяет предмет и границы этого поиска.
Умение решать школьные эколого-биологические задачи требует от студентов развитого владения основными мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение. Вместе с тем важнейшими характеристиками мышления при этом должны выступать системность, диалектичность, гибкость, варитивность и др.
Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые задания.