МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественное обеспечение проекта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн интерьера
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ДИ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Л.Н. Турлюн

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Художественное обеспечение проекта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить со спецификой композиционного дизайна, понять принципы построения условной композиции с ориентировкой на получение художественного результата;
Задачи:
-научить создавать художественные формы, орнаменты и текстуры средствами компьютерной графики и условной композиции;
-научить студентов создавать и редактировать изображение, используя инструменты компьютерных программ;
-научить создавать объекты дизайна с использованием различных художественно-графических материалов и структур.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен проектировать учебную и производственную деятельность в сфере профессионального и дополнительного образования
ПК-3 Способен преподавать учебные курсы, дисциплины (модули), проводить отдельные виды учебных занятий по программам бакалавриата, ДПП
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о специфике композиционного дизайна, основах формообразования; современных системах электронного дизайна. Знать средства графического дизайна; теоретические основы фомообразования; законы, основные принципы, методы и средства художественного формообразования; современные системы электронного дизайна, этапы разработки информационной архитектуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь выполнять эскизы; создавать пластические макеты композиций; формировать графические изображения в системах растровой и векторной графики; анализировать конструктивные особенности объектов формообразования,
разрабатывать колористическое решение художественной формы; оперировать понятиями и категориями композиционного формообразования; организовывать пространство из предметов-элементов композиции.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами творческого процесса; практическими навыками самостоятельной творческой работы; навыками использования различных художественно-графических материалов и фактур; навыками работы с прикладным программным обеспечением для решения задач дизайна.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественные средства построения композиции
1.1. Формообразование. История и современность. Роль и место формообразования в структуре художественного дизайнерского творчества. Формообразование как процесс создания формы. Понятие форма. Принципы формообразования. Специфика формообразования в графическом дизайне, ландшафтном дизайне, арихитектуре, интерьере Лекции 2 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Построить графическую композицию по заданной форме. Композиционное состояние, замкнутое - открытое. Композиционное состояние, сгущение - разряжение. Сам. работа 2 8 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.3. Построить композицию орнамента на основе сетчатой конструкции. Сам. работа 2 8 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Средства гармонии художественной формы
2.1. Выполнение упражнения на построение симметричной и асимметрической композиции Сам. работа 2 8 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Выполнение упражнения на построение композиции с организацией метрического порядка (ритм и пропорция) Сам. работа 2 5 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Выполнение упражнения на построение композиций с передачей фактуры и текстуры. Сам. работа 2 6 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Коллаж
3.1. Способы организации формы (комбинаторика, симметрия, трансформация структур, получение коллажей и самоколлажей путем комбинирования элементов исходной композиции. Выполнение эскизов коллажа. Сам. работа 2 5 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Пластика
4.1. Стилизация объектов природного мира. Разработка эскизов стилизации объектов природного мира. Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Основные приемы передачи художественного образа в композиции (семиотика). Выполнение упражнения на построение пластической объёмной формы. Практические 2 4 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 5. Виды композиций
5.1. Объёмно-пространственная композиция и виды схематических композиций. Выполнение упражнения на построение композиции с ярко выраженным колоритом (натюрморт) Сам. работа 2 23 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 6. Зрительное восприятие формы дизайн-объектов
6.1. Свойства зрительного восприятия. Иллюзии, перспектива, тени при восприятии графических объектов. Перспективные изменения формы объекта в пространстве. Виды перспективы. Приемы достижения эффекта перспективы в графическом дизайне. Тени, составляющие светотени. Сам. работа 2 18 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.2. Ассоциативность, образность и выразительность графических средств. Создание художественного образа, творческие источники вдохновения. Использование графических средств для усиления выразительности создаваемого художественного образа. Сам. работа 2 8 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 7. Графический дизайн
7.1. Экзамен по дисциплине Экзамен 2 9 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Комплект типов оценочных материалов представленны в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Комплект типов оценочных материалов представленны в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Комплект типов оценочных материалов представленны в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жердев Е.В., Чепурова О.Б. , Шлеюк С.Г. , Мазурина Т.А. Формальная композиция: Творческий практикум по основам дизайна: учеб. пособие : Мин-о образования и науки РФ. - 2-е изд. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2014. - 255 с. , URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330521
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шокорова Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : учеб. пособие : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 118 с.//ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Шокорова Л. В. Общие закономерности композиции в дизайн-образовании : учеб. пособие : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. - 94 с. //ЭБС АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 Медведев, А.В. Геометрия Фаворского. Основы композиции на плоскости : СПб. : Издательский дом «Петрополис», 2014. - 196 с., URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272492
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://lib.vvsu.ru/russian/exhibition/design/2
Э2 http://stvservice.ru/teorij_dizaina.html
Э3 http://rosdesign.com/design/design.htm
Э4 http://design-theory.ru/
Э5 http://constitutions.ru/archives/1841
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.