Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 27.03.03. Системный анализ и управление |
Профиль | Системный анализ и управление экономическими системами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 27_03_03_САиУЭС-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 8 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А.Ю.
1.1. | Преподавание курса имеет цель – дать современное представление об управлении в области информатизации, о месте информационной системы в системе управления экономическим объектом. Задачи курса • обучение студентов основам информационного менеджмента; • формирование у студентов понятия производственного, инновационного, финансового менеджмента и особенностей управления персоналом в области информатизации; • закрепление знаний по системному подходу в управлении системами на различных этапах их жизненного цикла; • развитие навыков по формированию технологической среды информационной системы; • развитие у студентов логического и аналитического мышления. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОПК-7 | способностью к освоению новой техники, новых методов и новых технологий |
ПК-7 | способностью разрабатывать проекты компонентов сложных систем управления, применять для разработки современные инструментальные средства и технологии программирования на основе профессиональной подготовки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | • компоненты архитектуры информационных технологий; • структуру, состав, задачи и значение ИТ-инфраструктуры предприятия; • основные процессы ИТ-инфраструктуры; • методологии построения и управления ИТ-инфраструктурой предприятия; • классификацию и характеристики аппаратных и программных средств; • основные стандарты в области применения информационных технологий; • рекомендации международных стандартов по управлению ИТ-услугами; • основные факторы, определяющие надежность и эффективность функционирования информационных систем; методы организации технического обслуживания и эксплуатации информационных систем; • методы и системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • выполнять формализацию требований к разрабатываемой ИТ-инфраструктуре предприятия; • обосновывать выбор технических и программных средств ИТ-инфраструктуры предприятия; оптимизировать ИТ-процессы; • определять ресурсы, необходимые для обеспечения надежности функционирования информационных систем; анализировать показатели эффективности информационных систем; • организовывать работы по обеспечению качественного обслуживания и эксплуатации информационных систем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • современными методологиями построения, развития и управления ИТ-инфраструктуры предприятия; • навыками установления соответствия целей и задач ИТ-организации бизнес-целям и стратегии предприятия или компании; консультирования в области организации управления ИТ; выполнения работ по анализу и оценке процессов управления ИТ предприятия; • навыками обоснования ценности для бизнеса работ по улучшению процессов управления ИТ; • приемами разработки системы метрик для оценки процессов управления ИТ, связанной с метриками предприятия или организации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы информационного менеджмента. Организация ИТ-менеджмента. Обоснование выбора ИТ. Совокупная стоимось владения ИТ. Управление качеством. | ||||||
1.1. | Введение в информационный менеджмент | Лекции | 8 | 1 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Организация ИТ-менеджмента | Лекции | 8 | 1 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Основы стратегического планирования информационных систем | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Разработка структуры баз данных в соответствии с заданием лабораторной работы № 1 | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Риски ИС и безопасность: риск-менеджмент ИТ | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Фазы стратегического планирования информационных систем | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Подготовка отчета по лабораторной работе № 2 | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Выбор решений в области информационных технологий | Лекции | 8 | 4 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Управление экономическими аспектами ИТ | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Проведение заключительного этапа расчетов по заданию лабораторной работы № 3 | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Совокупная стоимость владения и сервисы ИТ | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | Функционально-стоимостной анализ в области ИС и ИТ. Понятие совокупной стоимости владения (ССВ). Основы модели ССВ. Распределение затрат на прямые и косвенные, на явные и скрытые затраты. Понятие бенчмаркинга. Расширения и модификации модели ССВ. Классификация рабочих мест предприятия в модели ССВ. Использование ССВ в управлении и проблема выбора объекта затрат. Соответствие элементов затрат объектам ИТ-инфраструктуры. | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.13. | Управление ИТ-персоналом | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.14. | Управление качеством в области ИТ | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.15. | Управление проектами в области ИТ | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.16. | Выполнение упражнения по теме «Управление проектами в области ИТ» | Сам. работа | 8 | 5 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Управление внедрением. Управление эксплуатацией и сопровождением ИС | ||||||
2.1. | Управление внедрением систем | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Стратегии внедрения ИС: параллельная, «скачок», «узкое место», «пилотный проект». Проблемы внедрения ИС, перспективы реорганизации и реинжиниринга действующей системы управления. Организация бесконфликтного внедрения ИС. Создание единого коллектива. Обучение пользователей ИС (персонала фирмы-потребителя ИС). Управление эксплуатацией и сопровождением ИС Деятельность ИТ-менеджера фирмы-производителя по мониторингу соответствия ИТ-процессов требованиям бизнеса, управлению эксплуатацией ИС и ее сопровождением. Понятие горячей линии, «скорой помощи». Распространение новых версий. Работа ИТ-менеджера фирмы-потребителя по поддержанию ИС в рабочем состоянии, проблемы эксплуатации и сопровождения ИС. | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Управление эксплуатацией и сопровождением ИС | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Управление эксплуатацией и сопровождением ИС | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Развитие ИС. Соотношение между приобретением готовых СИ, заказом разработки СИ посторонней фирме и изготовлением СИ собственными силами. Подходы к созданию ИС. Планирование в среде ИС. Необходимость и понятие стратегического планирования. Бизнес-стратегия. Составление стратегического плана в области ИТ. | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Ответ на вопросы тестового задания по теме «Управление проектами в области ИТ» (с самостоятельной подготовкой по материалам основной и дополнительной литературы) | Сам. работа | 8 | 5 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.7. | Теоретическая подготовка по темам лекционных занятий, включая изучение основной и дополнительной литературы | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.8. | Подготовка реферата по предложенным индивидуальным темам | Сам. работа | 8 | 5 | ОПК-7, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение 1 |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение 1 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гринберг А.С. , Король И.А. | Информационный менеджмент: Учебное пособие | М: Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Н.Д. Эриашвили, Г.Г. Чараев, О.В. Сараджева и др. | Информационный менеджмент: Учебное пособие | М : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Г. И. Курчеева, И. Н. Томилов | Информационные технологии в цифровой экономике: учебное пособие | Новосибирск : НГТУ / Лань : электронно-библиотечная система, 2019 | e.lanbook.com |
Л2.2 | А. В. Мухачёва и др. | Информационные технологии в менеджменте: профессиональный блок: учебное пособие | Кемерово : КемГУ / Лань : электронно-библиотечная система, 2019 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | РосБизнесКонсалтинг | www.rbc.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle "Информационный менеджмент современного предприятия" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt , (бессрочно); AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pd , бессрочно; Bizagi Modeler, https://www.bizagi.com/en/bizagi-process-modeler-license-agreement , (бессрочно); IBM WebSphere Business Modeler Advanced, IBM Academic Initiative, IBM EULA, (бессрочно); IBM Rational Software Architect Designer, IBM Academic Initiative, IBM EULA, (бессрочно); IBM Rational Data Architect, IBM Academic Initiative, IBM EULA, (бессрочно); IBM Rational Method Composer, IBM Academic Initiative, IBM EULA, (бессрочно). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к лабораторным занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний. Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины. Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. При необходимости в процессе работы над индивидуальным заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС. Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса. Элементами портфолио являются: - титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа); - результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю); - размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах; - выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого лабораторного занятия). |