Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в экономике |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z09_03_03_ПИЭ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Лабораторные | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой О. В. Кожевина , д-р.экон.наук, профессор
1.1. | Целью освоения дисциплины является формирование комплекса компетенций, необходимых для решения профессиональных задач при выполнении консалтинговых работ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-1 | Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе |
ПК-4 | Способен составлять технико-экономическое обоснование проектных решений и техническое задание на разработку информационной системы. |
ПК-5 | Способен моделировать прикладные (бизнес) процессы и предметную область. |
ПК-10 | Способен принимать участие в организации ИТ- инфраструктуры и управлении информационной безопасностью. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1 - порядок, этапы и методы проведения обследования организации, способы формирования требования к ИС организации ПК-4 - состав технико-экономического обоснования проектных решений, порядок написания технического задания ПК-5 - основные типы моделей прикладных и бизнес-процессов ПК-10 - порядок организации ИТ - инфраструктуры и основные положения обеспечения информационной безопасности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1 - составлять план работ по обследованию организаций ПК-4 - составлять ТЭО проектных решений и ТЗ на разработку ИС ПК-5 - использовать основные типы моделей прикладных и и бизнес-процессов в профессиональной деятельности ПК-10 - использовать специальные профессиональные знания для участия в разработке ИТ-инфраструктуры организации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1 - навыками выявления потребностей пользователей и формирования требований к ИС ПК-4 - навыками написания ТЗ на разработку ИС ПК-5 - навыками описания и разработки моделей бизнес-процессов для решения профессиональных задач ПК-10 - навыками определения оптимальной ИТ-инфраструктуру для решения профессиональных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие и виды консалтинга | ||||||
1.1. | Консультирование: определение вида деятельности. Специфика управленческого консультирования. Возникновение и становление управленческого консультирования. Причины обращения к консультантам. Диапазон оказываемых услуг. Факторы, обуславливающие потребность в услугах консультанта. Классификация консультантов по сферам деятельности организации; дженералисты и специалисты; внутренние и внешние консультанты. Поведенческие роли консультанта. | Лекции | 5 | 1 | ПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.3 |
1.2. | Требования к профессиональной подготовке консультанта. Характеристика консультативной службы: совещательный характер, финансовая, административная, политическая и экономическая независимость. Отличие консультирования от научного исследования. Консультационный цикл, его элементы. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-4, ПК-1 | Л1.1, Л2.3 |
1.3. | Универсальность и специфика целей консультирования в разных теоретических школах. Теории управления и практика консультирования. Теоретические принципы современных направлений в контексте управления. Эклектический подход в консультировании. Стратегии и тактика управления. Роль организационных структур в управлении. Факторы, определяющие выбор типа организационных структур управления. | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Изменение организации как сфера управленческого консультирования: Типы изменений: внутренние, изменения внешней среды, изменения в людях; эволюция, реагирование и управляемое организационное развитие; адаптация к изменениям и создание изменений; навязанные изменения. Классификация изменений по объекту изменения. | Лекции | 5 | 1 | ПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Диагностика проблем организации. Цели задачи диагностики проблем в управленческом консультировании. Этапы диагностики, их содержание. Предварительный диагноз проблемы. Объем диагноза, трудности в выявлении проблем. Требования к информации. Источники информации. Системный подход к диагностике. Ориентация организации. Трудности организационной диагностики, их предотвращение. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
1.6. | Виды изменений по методам осуществления. Потребность в изменениях. Цикл изменения. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-4, ПК-1 | Л1.2 |
Раздел 2. Консалтинг в области информационных технологий и организация консультирования | ||||||
2.1. | Консалтинг в области информационных технологий и организация консультирования. Понятие и основные виды ИТ-консалтинга. Поставщики консалтинговых услуг в сфере ИТ и их продуктовые портфели. Примеры консалтинговых ИТ-проектов (по основным направлениям). Комплексные консалтинговые проекты. Ключевые факторы успеха деятельности в ИТ-консалтинге. Современное состояние рынка ИТ-консалтинга в России. Развитие консалтинговых услуг в сфере ИТ. | Лекции | 5 | 1 | ПК-10, ПК-5 | Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Критерии выбора консалтинговых компаний и ИТ-консультантов. Качество консалтинговых услуг в сфере ИТ. Стадии консалтингового процесса и их общая характеристика. | Лабораторные | 5 | 1 | ПК-10, ПК-5 | Л1.2, Л2.3 |
2.3. | Организация выполнения консалтинговых работ. Консалтинговый договор и модели ценообразования. ИТ-консалтинг как профессия. Личностные качества и навыки ИТ-консультанта. Требования к ИТ-консультантам. Работа независимого консультанта. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-10, ПК-5 | Л1.2, Л2.3 |
Раздел 3. Консалтинг в проектах | ||||||
3.1. | Практика консалтинга в проектах создания/модификации информационных систем предприятий. Потребности предприятий в автоматизации бизнес- процессов различных областей. Причины обращения к ИТ-консультантам. Организация совместной работы управленческих и ИТконсультантов в комплексных консалтинговых проектах. Консалтинг в проектах создания/модификации информационных систем (ИС) предприятий, организаций, государственных учреждений | Лекции | 5 | 1 | ПК-10, ПК-5 | Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Проекты автоматизации документооборота на предприятиях и в государственных учреждениях.Проекты автоматизации процессов управления производственными активами.Проекты создания информационной системы управления эффективностью бизнеса предприятия: концепция ВРМ. Проекты автоматизации процессов управления персоналом на предприятиях и в государственных учреждениях. | Лабораторные | 5 | 1 | ПК-10, ПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Консалтинговые проекты в области ИТ-аутсорсинга. ИТ-аутсорсинг как новая парадигма управления. Нормативно- законодательная база в сфере аутсорсинга. Виды и содержание консалтинговых услуг в сфере ИТ-аутсорсинга. Риски, связанные с ИТ-аутсорсингом. Общие принципы принятия решения о переходе к ИТ-аутсорсингу. Обоснование решения о целесообразности перехода к ИТ-аутсорсингу. Разработка рекомендаций по организации перехода к ИТ-аутсорсингу. Выбор поставщика услуг ИТ-аутсорсинга. Подготовка аутсорсингового контракта и соглашения об уровне обслуживания. Анализ ошибок стадии разработки и заключения контракта. Разработка плана переходного периода. Управление исполнением контракта. Разработка плана мониторинга аутсорсингового контракта. Аудит исполнения аутсорсингового контракта. Консалтинговые проекты по выбору программных решений для предприятий. Консалтинговые услуги в области обоснования технико-экономической целесообразности создания/ модификации ИС. Подготовка документа «Технико-экономическое обоснование создания ИС». Общие принципы выбора программных решений и их поставщиков для предприятий. Подходы к выбору программных решений. Консалтинговые услуги по выбору ИТ-решений для предприятий. Анализ вариантов выбора программных компонентов для ИС предприятия. Рекомендации практиков по использованию типовых тиражируемых решений и программных продуктов собственной и заказной разработки, отечественных и зарубежных систем, комплексных и локальных систем. Импортозамещение программного обеспечения. Нормативно-правовые документы, регламентирующие применение СПО в России. Анализ опыта применения СПО в бизнесе и госсекторе. Облачные сервисы. Анализ опыта использования SaaS-решений в российском бизнесе. Мобильные решения. Перспективы применения мобильных бизнес-приложений в организациях. Процесс приобретения программного обеспечения в ИТ-стандартах: основные практики. Критерии и методики, применяемые при выборе и сравнительной оценке программных продуктов и их поставщиков. | Сам. работа | 5 | 26 | ПК-10, ПК-5 | Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Зачет | 5 | 4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Калянов Г.Н. | Стратегическое управление информационными системами: учебник: | М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, //ЭБС «Онлайн», 2010 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Блюмин А.М. | Информационный консалтинг. Теория и практика консультирования: Учебник.: | М.: Дашков и К, //ЭБС «Лань», 2017 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Александров Д.В. | Инструментальные средства информационного менеджмента. CASE-технологии и распределенные информационные системы. : учеб. пособие: | М.: Финансы и статистика, 2011 | b-ok.global |
Л2.2 | Васильев Р.Б. | Критические факторы успеха в ИТ-консалтинге.: | М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», //ЭБС «Онлайн», 2016 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Ширяев В.И. | Управление бизнес-процессами. : учеб.-метод. пособие: | М.: Финансы и статистика, 2009 | b-ok.global |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Управленческий консалтинг с фере ИТ-решений | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
103С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц |
208С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц |
407аС | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц |
На практические (лабораторные)занятия вынесены темы, требующие глубокого теоретического освоения материала. Групповые обсуждения этих тем студентами совместно с преподавателем должно привести к пониманию системных взаимосвязей между анализируемыми процессами и явлениями. Изучение дискуссионных вопросов, связанных с управленческим консультированием, должно сформировать у студентов готовность к более тщательному и разностороннему изучению проблем государственного и муниципального управления. Обсуждение вопросов может быть проведено в форме тренинга, «круглого стола»,работы в микрогруппах путем разделения студентов на команды из 4-5 человек, либо разбора кратких сообщений студентов с практическими примерами из истории по актуальным проблемам изучаемых тем. |