МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управленческий консалтинг в сфере IT- решений
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 64 66 64
Итого 108 106 108 106

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Черных А.А.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Управленческий консалтинг в сфере IT- решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование комплекса компетенций, необходимых для решения профессиональных задач при выполнении консалтинговых работ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
ПК-17: способностью принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
ПК-20: способностью осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем
ПК-21: способностью проводить оценку экономических затрат и рисков при создании информационных систем
ПК-22: способностью анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации информационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1 - порядок, этапы и методы проведения обследования организации, способы формирования требования к ИС организации
ПК-17 - стадии жизненного цикла ИС, прядок проектной работы
ПК-20 - виды обеспечения информационных систем
ПК-21 - порядок проведения экономической оценки и определения рисков при создании ИС
ПК-22 - методы анализа рынка программмно-технических средств и информационных продуктов и услуг для целей консультирования
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1 - составлять план работ по обследованию организаций
ПК-17 - работать в составе рабочей группы проекта на любой стадии жизненного цикла ИС
ПК-20 - обосновывать выбор той или иной ИС для удовлетворения потребностей заказчика
ПК-21 - проводить экономическую оценку затрат на реализацию проекта, строить карту рисков для реализации проекта
ПК-22 - проводить глубинный анализ ранка программно-технических средств, информационных продкутов и услуг для создания и модификации ИС
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1 - навыками выявления потребностей пользователей и формирования требований к ИС
ПК-17 - навыками определения этапов работ, а также своей роли в управлении и реализации проекта
ПК-20 - навыками выбора проектных решений по видам обеспечения информационных систем
ПК-21 - навыками оценки экономических затрат при создании ИС
ПК-22 - навыками анализа рынка

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1
1.1. Консультирование: определение вида деятельности. Специфика управленческого консультирования. Возникновение и становление управленческого консультирования. Причины обращения к консультантам. Диапазон оказываемых услуг. Факторы, обуславливающие потребность в услугах консультанта. Классификация консультантов по сферам деятельности организации; дженералисты и специалисты; внутренние и внешние консультанты. Поведенческие роли консультанта. Лекции 7 4 ПК-1 Л1.1, Л2.2
1.2. Требования к профессиональной подготовке консультанта. Характеристика консультативной службы: совещательный характер, финансовая, административная, политическая и экономическая независимость. Отличие консультирования от научного исследования. Консультационный цикл, его элементы. Практические 7 4 ПК-1 Л1.2, Л2.2
1.3. Универсальность и специфика целей консультирования в разных теоретических школах. Теории управления и практика консультирования. Теоретические принципы современных направлений в контексте управления. Эклектический подход в консультировании. Стратегии и тактика управления. Роль организационных структур в управлении. Факторы, определяющие выбор типа организационных структур управления. Сам. работа 7 14 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.4. Изменение организации как сфера управленческого консультирования: Типы изменений: внутренние, изменения внешней среды, изменения в людях; эволюция, реагирование и управляемое организационное развитие; адаптация к изменениям и создание изменений; навязанные изменения. Классификация изменений по объекту изменения. Лекции 7 4 ПК-17, ПК-20 Л1.1
1.5. Диагностика проблем организации. Цели задачи диагностики проблем в управленческом консультировании. Этапы диагностики, их содержание. Предварительный диагноз проблемы. Объем диагноза, трудности в выявлении проблем. Требования к информации. Источники информации. Системный подход к диагностике. Ориентация организации. Трудности организационной диагностики, их предотвращение. Практические 7 4 ПК-17, ПК-20 Л1.1
1.6. Виды изменений по методам осуществления. Потребность в изменениях. Цикл изменения. Сам. работа 7 12 ПК-17, ПК-20 Л1.1
Раздел 2. Раздел 2
2.1. Консалтинг в области информационных технологий и организация консультирования. Понятие и основные виды ИТ-консалтинга. Поставщики консалтинговых услуг в сфере ИТ и их продуктовые портфели. Примеры консалтинговых ИТ-проектов (по основным направлениям). Комплексные консалтинговые проекты. Ключевые факторы успеха деятельности в ИТ-консалтинге. Современное состояние рынка ИТ-консалтинга в России. Развитие консалтинговых услуг в сфере ИТ. Лекции 7 2 ПК-21, ПК-22 Л1.1, Л2.1
2.2. Критерии выбора консалтинговых компаний и ИТ-консультантов. Качество консалтинговых услуг в сфере ИТ. Стадии консалтингового процесса и их общая характеристика. Практические 7 4 ПК-21, ПК-22 Л1.1, Л2.2
2.3. Организация выполнения консалтинговых работ. Консалтинговый договор и модели ценообразования. ИТ-консалтинг как профессия. Личностные качества и навыки ИТ-консультанта. Требования к ИТ-консультантам. Работа независимого консультанта. Сам. работа 7 12 ПК-21, ПК-22 Л1.1, Л2.2
2.4. Консалтинговые проекты по выбору программных решений для предприятий. Консалтинговые услуги в области обоснования технико-экономической целесообразности создания/ модификации ИС. Подготовка документа «Технико-экономическое обоснование создания ИС». Общие принципы выбора программных решений и их поставщиков для предприятий. Подходы к выбору программных решений. Консалтинговые услуги по выбору ИТ-решений для предприятий. Анализ вариантов выбора программных компонентов для ИС предприятия. Рекомендации практиков по использованию типовых тиражируемых решений и программных продуктов собственной и заказной разработки, отечественных и зарубежных систем, комплексных и локальных систем. Импортозамещение программного обеспечения. Нормативно-правовые документы, регламентирующие применение СПО в России. Анализ опыта применения СПО в бизнесе и госсекторе. Облачные сервисы. Анализ опыта использования SaaS-решений в российском бизнесе. Мобильные решения. Перспективы применения мобильных бизнес-приложений в организациях. Процесс приобретения программного обеспечения в ИТ-стандартах: основные практики. Критерии и методики, применяемые при выборе и сравнительной оценке программных продуктов и их поставщиков. Лекции 7 4 ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л1.1, Л2.3
2.5. Практические 7 4
2.6. Сам. работа 7 14
Раздел 3. Раздел 3
3.1. Практика консалтинга в проектах создания/модификации информационных систем предприятий. Потребности предприятий в автоматизации бизнес- процессов различных областей. Причины обращения к ИТ-консультантам. Организация совместной работы управленческих и ИТконсультантов в комплексных консалтинговых проектах. Консалтинг в проектах создания/модификации информационных систем (ИС) предприятий, организаций, государственных учреждений Лекции 7 2 ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л1.1, Л2.3
3.2. Проекты автоматизации документооборота на предприятиях и в государственных учреждениях.Проекты автоматизации процессов управления производственными активами.Проекты создания информационной системы управления эффективностью бизнеса предприятия: концепция ВРМ. Проекты автоматизации процессов управления персоналом на предприятиях и в государственных учреждениях. Практические 7 10 ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.3
3.3. Консалтинговые проекты в области ИТ-аутсорсинга. ИТ-аутсорсинг как новая парадигма управления. Нормативно- законодательная база в сфере аутсорсинга. Виды и содержание консалтинговых услуг в сфере ИТ-аутсорсинга. Риски, связанные с ИТ-аутсорсингом. Общие принципы принятия решения о переходе к ИТ-аутсорсингу. Обоснование решения о целесообразности перехода к ИТ-аутсорсингу. Разработка рекомендаций по организации перехода к ИТ-аутсорсингу. Выбор поставщика услуг ИТ-аутсорсинга. Подготовка аутсорсингового контракта и соглашения об уровне обслуживания. Анализ ошибок стадии разработки и заключения контракта. Разработка плана переходного периода. Управление исполнением контракта. Разработка плана мониторинга аутсорсингового контракта. Аудит исполнения аутсорсингового контракта Сам. работа 7 12 ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Блюмин А.М. Информационный консалтинг. Теория и практика консультирования: Учебник.: М.: Дашков и К, //ЭБС «Лань», 2017 http://e.lanbook.com/book/93503
Л1.2 Калянов Г.Н. Стратегическое управление информационными системами: учебник: М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, //ЭБС «Онлайн», 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233489
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Р.Б. Критические факторы успеха в ИТ-консалтинге.: М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», //ЭБС «Онлайн», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429104
Л2.2 Ширяев В.И. Управление бизнес-процессами. : учеб.-метод. пособие: М.: Финансы и статистика, 2009 https://b-ok.global/book/2886697/fe5d7e
Л2.3 Александров Д.В. Инструментальные средства информационного менеджмента. CASE-технологии и распределенные информационные системы. : учеб. пособие: М.: Финансы и статистика, 2011 https://b-ok.global/book/2897931/b9b1a0
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition
Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На практические (лабораторные)занятия вынесены темы, требующие глубокого теоретического освоения материала. Групповые обсуждения этих тем студентами совместно с преподавателем должно привести к пониманию системных взаимосвязей между анализируемыми процессами и явлениями.
Изучение дискуссионных вопросов, связанных с управленческим консультированием, должно сформировать у студентов готовность к более тщательному и разностороннему изучению проблем государственного и муниципального управления.
Обсуждение вопросов может быть проведено в форме тренинга, «круглого стола»,работы в микрогруппах путем разделения студентов на команды из 4-5 человек, либо разбора кратких сообщений студентов с практическими примерами из истории по актуальным проблемам изучаемых тем.