МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Разработка мобильных приложений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv09_03_03_ПИЭ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Юдинцев А.Ю.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Разработка мобильных приложений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд.физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• изучение основ и получение практических навыков программной инженерии в области разработки программного обеспечения для мобильных устройств;
• ознакомление студентов с основными принципами разработки приложений для операционных систем Android, Windows Phone и технологией создания мобильных приложений с использованием языка Java и C# посредством Android или Windows Phone SDK.
Учебные задачи дисциплины:
• ознакомление с основными мобильными операционными системами;
• ознакомление с различными инструментами разработки программного обеспечения для мобильных устройств;
• знакомство с особенностями разработки мобильных приложений;
• изучение основных приёмов и методов программирования мобильных приложений;
• овладение практическими навыками разработки приложений на таких языках, как Java и С#, в частности, работа с библиотеками классов Android SDK и Windows Phone SDK;
• знакомство и практическое освоение среды программирования IDE Android Studio и Visual Studio for Windows Phone.
• получение практических навыков по разработке полноценного мобильного приложения с применением всех изученных принципов, методик, методов и средств разработки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение
ПК-3 способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
ПК-8 способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• этапы и тенденции развития программирования, способы применения ИТ при разработке мобильных приложений.
• особенности применения сервисных программ и оболочек при разработке мобильных приложений.
• содержание рынка программных продуктов и информационных услуг, тенденции, развитие и особенности рынка.
3.2.Уметь:
3.2.1.• выбрать оптимальный программный продукт и модели информационных технологий из нескольких возможных для решения прикладной задачи, и провести сравнительную оценку эффективности.
• выбрать программный продукт и технологии для решения задачи с учетом конкретной предметной области и провести анализ эффективности использования ПО для решения задач в предметной области.
• разрабатывать сервисные программы и сервисные оболочки при разработке мобильных приложений с учетом конкретной предметной области.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• применения информационных технологий и творческого подхода при решении стандартных и нестандартных задач
• выбора программных продуктов и мобильных технологий для решения задачи.
• использования сервисных программ и сервисных оболочек при разработке мобильных приложений для решения задачи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Обзор платформ (ОС) для мобильных устройств и средств разработки под различные платформы. Android - история, инструментарий разработчика, архитектура ОС, структура и компоненты приложения. iOS - история, инструментарий разработчика, архитектура ОС, структура и компоненты приложения. Windows Phone - история, инструментарий разработчика, архитектура ОС, структура и компоненты приложения. BlackBerry - история, инструментарий разработчика, архитектура ОС, структура и компоненты приложения. Введение в разработку мобильных приложений Лекции 10 1 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.1
1.2. Установка и настройка среды программирования ADT Bundle Лабораторные 10 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.1
1.3. Разработка мобильных приложений Сам. работа 10 6 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Разработка мобильных приложений под Android.
2.1. Архитектура приложений для Android. Ресурсы приложения. Пользовательский интерфейс. Инструментарий разработки приложений для Android: Android Studio, Android NDK. Эмуляторы Android. Основные виды Android-приложений. Обеспечение безопасности. Архитектура приложения, основные компоненты: Activities, Services, Content Providers, Broadcast Receivers. Манифест приложения. Ресурсы Лекции 10 1 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Основные этапы разработки приложения с использованием Android IDE Лабораторные 10 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.1
2.3. Виды приложений и их структура Сам. работа 10 8 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Интерфейсы мобильных приложений
3.1. Основы разработки интерфейсов мобильных приложений Лекции 10 1 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.2. Основы разработки интерфейсов мобильных приложений. Создание многоэкранного приложения Лабораторные 10 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.3. Интерфейсы мобильных приложений Сам. работа 10 8 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Многооконные приложения
4.1. Основы разработки многооконных приложений Лекции 10 1 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Многооконное приложение Лабораторные 10 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Основы разработки многооконных приложений Сам. работа 10 9 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Возможности смартфона
5.1. Использование возможностей смартфона в приложениях Лекции 10 1 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.1
5.2. Демонстрации распознавания стандартных жестов. Принципы работы с жестами вводимыми пользователями Лабораторные 10 1 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.1
5.3. Использование возможностей смартфона в приложениях Сам. работа 10 8 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.1
Раздел 6. Библиотеки
6.1. Использование библиотек Лекции 10 1 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.1
6.2. Использование сторонних библиотек Лабораторные 10 1 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.1
6.3. Работа с библиотеками Сам. работа 10 8 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.1
Раздел 7. Дополнительные возможности
7.1. Работа с базами данных, графикой и анимацией Лекции 10 1 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.1
7.2. Работа с базами данных в Android Лабораторные 10 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.1
7.3. Разработка игр Сам. работа 10 6 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Разработка мобильных приложений под iOS.
8.1. Инструменты для разработки и их установка. Интерфейсные элементы, особенности среды разработки. Лекции 10 0,5 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л2.1
8.2. Инструменты для разработки и их установка. Интерфейсные элементы, особенности среды разработки. Сам. работа 10 4 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л2.1
Раздел 9. Разработка мобильных приложений под Windows Phone.
9.1. Инструменты для разработки и их установка. Интерфейсные элементы, особенности среды разработки. Отличия от android по пройденным темам. Лекции 10 0,5 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
9.2. Инструменты для разработки и их установка. Интерфейсные элементы, особенности среды разработки. Отличия от android по пройденным темам. Сам. работа 10 4 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Павлова Е. А. Технологии разработки современных информационных систем на платформе Microsoft .NET.: Учебное пособие М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» ЭБС "ONLINE", 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Гарибов А.И. Основы разработки приложений для мобильных устройств на платформе Windows Phone: Учебное пособие М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» ЭБС "ONLINE", 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Семакова А. Введение в разработку приложений для смартфонов на ОС Android: Учебное пособие М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» ЭБС "ONLINE", 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кариев Ч.А. Основы XAML: Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий - ЭБС «Университетская библиотека online», 2009 biblioclub.ru
Л2.2 Мол Д. Создание облачных, мобильных и веб-приложений на F#: учебное пособие Москва : ДМК Пресс ЭБС «Лань», 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Блог разработчиков под Android android-developers.blogspot.ru
Э2 Инструменты для Android sites.google.eom
Э3 Коллекция библиотек под Android android-arsenal.com
Э4 Сайт Android Studio developer.android.com
Э5 Сайт для разработчиков под Android developer.android.com
Э6 Официальная документация Oracle Java 7 docs.oracle.com
Э7 Официальный сайт IDE Eclipse for Android www.eclipse.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Android Studio, Android NDK, OpenJDK, PostgreSQL, MariaDB, MySQL, SQLite
Visual Studio, Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»: http://biblioclub.ru.
Электронно-библиотечная система «Лань»: http://e.lanbook.com/
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа дисциплины включает лекции, лабораторные работы, самостоятельную работу.
Весь цикл лекционных занятий по дисциплине проводится с использованием мультимедийных презентаций, лекции проводятся с элементами дискуссии.
Весь цикл практических занятий по дисциплине проводится в интерактивной форме: на занятиях осуществляется разбор конкретных заданий по пройденным темам. Для проведения практических занятий применяется IDE Android Studio, Android SDK, Windows Phone SDK и Visual Studio for Windows Phone.
Лекционно-лабораторная система обучения (традиционные лекционные и лабораторные занятия); case-study (получение для выполнения самостоятельной работы учебных кейсов с постановкой задачи и глубокой проработкой проблемы изучения требуемой информационной системы); метод проектов (разработка и реализация на практических занятиях прототипов мобильных приложений); обучение в малых группах (выполнение практических задач в группах из двух или трёх человек); мастер-классы (демонстрация на практических занятиях применения приёмов, технологий, методов проектирования и разработки мобильных приложений); применение мультимедиа технологий (проведение лекционных и лабораторных занятий с применением компьютерных презентаций и демонстрационных роликов с помощью проектора или ЭВМ).
Студентам необходимо посещать лекции - все проблемные места в работе с программным обеспечением, языками программирования, способами построения и программирования мобильного приложения, все лабораторные работы и задания, также как и вопросы, входящие в экзамен, обсуждаются и рассматриваются на лекциях.
Для того, чтобы успешно сдать домашнее задание и экзамен по данной дисциплине, целесообразно сделать оригинальное мобильное приложение, предоставляющее пользователю необходимые ресурсы или функционал в какой-то определённой области и необходимое конкретно для сдающего студента, обосновывая таким образом выбор темы. Чем сложнее, интереснее и оригинальнее, а может, и востребованнее работа, чем больше она отличается в лучшую сторону от существующих аналогов, тем выше оценка и меньше вопросов на экзамене.
При сдаче работы не следует пытаться сдать не свою работу. Не следует также дублировать темы работ, потому что это только вызовет дополнительные вопросы, главный из которых - чем работа лучше предыдущей на эту же тему.
Для подготовки к экзамену не следует зубрить ответы на все вопросы, так как: 1) для подготовки к экзамену достаточно посещать все лекции и внимательно их слушать; 2) нет никакой гарантии, что на экзамене будут заданы вызубренные вопросы; 3) на экзамене возможны дополнительные вопросы, в том числе - и по сданным заданиям. Поэтому хорошая работа в семестре - гарантия высокой оценки на экзамене.
Самостоятельная работа студентов включает текущую и творческую проблемно-ориентированную самостоятельную работу (ТСР).
Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений и включает следующие виды работ:
• работа с лекционным материалом;
• подготовка к лабораторным работам; опережающая самостоятельная работа;
• изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;
• изучение интерфейсов программных продуктов – сред разработки мобильных приложений;
• подготовка к контрольным работам и промежуточной аттестации.
Творческая СРС включает:
• поиск, анализ, структурирование и презентация информации по теме раздела дисциплины, применительно к индивидуальному заданию;
• исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;
• анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме.