МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент в социальной работе
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02-СР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 8 4 8
Практические 8 28 8 28
Сам. работа 92 72 92 72
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 112 108 112

Программу составил(и):
к.соц. наук, доцент, Ремнева Н.С.;ст. преподаватель, Скорлупина Е.А.

Рецензент(ы):
к.соц. наук, доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент в социальной работе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к .соц. н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к .соц. н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.содейстовать освоению теоретических основ и практических навыков организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ОПК-4: Способен к использованию, контролю и оценке методов и приемов осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику менеджмента социальной работы в отраслях социальной сферы и уровнях управления в социальной работе, основы организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.Проводить отбор традиционных и инновационных способов управления в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан. Прогнозировать вероятность социальных рисков в управлении социальной сферы.
Выявлять соответствующую нормативную правовую базу для формирования инновационных площадок в области социальной работы на муниципальном и региональном уровне;
Прогнозировать необходимость создания пилотных проектов в отраслях социальной сферы с применением инновационных подходов к адаптации социальной работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа эффективности технологий управления с использованием их на разных уровнях в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация управления в социальной сфере
1.1. Сущность и понятие менеджмента в социальной работе. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.2. Становление социального менеджмента и его научные школы. Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.3. Сущность и понятие менеджмента в социальной работе. Сам. работа 4 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.4. Методологические основы менеджмента в социальной работе. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.5. Функции, организационные структуры и методы менеджмента в социальной работе Практические 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.6. Функции, организационные структуры и методы менеджмента в социальной работе Сам. работа 4 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.7. Система взаимоотношений разных уровней управления в социальной работе. Практические 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.8. Система взаимоотношений разных уровней управления в социальной работе. Сам. работа 4 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.9. Роль нормативно-правовой базы в управлении в социальной работе. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.10. Место и роль государственной службы в системе управления в социальной работе. Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.11. Место и роль государственной службы в системе управления в социальной работе. Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.12. Система управления персоналом. Российский опыт работы с кадрами в области социальной работы. Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.13. Культура управления в социальной работе. Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.14. Культура управления в социальной работе. Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.15. Понятие и сущность моделей управления в социальной работе Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.16. Особенности моделей управления в социальной сфере. Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.17. Особенности моделей управления в социальной сфере. Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Понуждаев Э.А. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебное пособие .Кн.1: учебник из университетской библиотеки «Online» Директ-Медиа, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271807
Л1.2 М.М. Максимцова, М.А. Комарова Менеджмент: учебник М. : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008
Л1.3 под ред. В.В. Лукашевич, И.В. Бородушко Основы менеджмента : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118632
Л1.4 Б.Т. Кузнецов Стратегический менеджмент : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117473
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б. Т. Кузнецов Инновационный менеджмент : учебное пособие : Учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.