МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое моделирование и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_ПМиИ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Зав. каф., Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Цифровая экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 29.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 29.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины является формирование знаний, позволяющих создать целостное представление о структуре и механизме функционирования экономической системы в условиях цифровой трансформации, особенностей взаимодействия основных экономических агентов в цифровой экономики о современных подходах к организации их деятельности с использование IT-инструментов


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ОПК-1 Способен применять фундаментальные знания, полученные в области математических и (или) естественных наук, и использовать их в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования экономики на микроуровне;
основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;
основные понятия, категории и инструменты микроэкономики;
современные подходы к определению сущности и содержания как менеджмента в целом, так и его отдельных аспектов (функций);
основные дискуссионные вопросы, касающиеся принципов, методологических подходов, методов разработки и реализации управленческих решений;
существующие организационные структуры и методы их построения
3.2.Уметь:
3.2.1.исследовать закономерности развития экономики субъекта;
рассчитывать на основе типовых методик микроэкономические показатели;
профессионально анализировать экономическую информацию и предоставлять подготовленное научно-обоснованное решение;
организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации проекта;
критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев эффективности, рисков и возможных последствий в сфере профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного анализа экономической информации о состоянии и динамике развития микроэкономики;
современными методами сбора и обработки данных для микроэкономического анализа;
современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне
навыками организации работы малой группы;
навыками критической оценки предлагаемых вариантов управленческих решений в сфере профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы функционирования экономики на современном этапе ее развития
1.1. Место и роль экономической науки в системе экономических наук.Системы организации общественного производства Лекции 8 4 УК-2, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.2. Место и роль экономической науки в системе экономических наук. Системы организации общественного производства Лабораторные 8 4 УК-2, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.3. Место и роль экономической науки в системе экономических наук. Системы организации общественного производства Сам. работа 8 10 УК-2, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.4. Рынок и процесс его исторического становления. Субъекты рынка. Объекты рынка.Структуры несовершенного рынка.Государство и его экономические функции Лекции 8 4 УК-2, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.5. Рынок и процесс его исторического становления. Субъекты рынка. Объекты рынка.Структуры несовершенного рынка.Государство и его экономические функции Лабораторные 8 2 УК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.6. Рынок и процесс его исторического становления. Субъекты рынка. Объекты рынка.Структуры несовершенного рынка.Государство и его экономические функции Сам. работа 8 6 УК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
Раздел 2. Особенности деятельности экономичеких агентов в условиях цифровой трансформации
2.1. Предпосылки и нормативно-правовое обеспечение цифровизации современной экономики Лекции 8 2 УК-2, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
2.2. Предпосылки и нормативно-правовое обеспечение цифровизации современной экономики Лабораторные 8 2 УК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
2.3. Предпосылки и нормативно-правовое обеспечение цифровизации современной экономики Сам. работа 8 6 УК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
2.4. Организации защиты пользовательских и корпоративных данных. Функции и роль государства Лекции 8 2 УК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
2.5. Организации защиты пользовательских и корпоративных данных. Функции и роль государства Лабораторные 8 2 УК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
2.6. Организации защиты пользовательских и корпоративных данных. Функции и роль государства Сам. работа 8 6 УК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
2.7. Государственно-частное партнерство в IT-сфере Лекции 8 2 УК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
2.8. Государственно-частное партнерство в IT-сфере Лабораторные 8 2 УК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
2.9. Государственно-частное партнерство в IT-сфере Сам. работа 8 8 УК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
Раздел 3. Особенности реализации экономичеких профессов в цифровой экономике, организуемых государством
3.1. Особенности формирования доходов бюджетов и их расходования Лекции 8 2 УК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
3.2. Особенности формирования доходов бюджетов и их расходования Лабораторные 8 4 УК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
3.3. Особенности формирования доходов бюджетов и их расходования Сам. работа 8 8 УК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
Раздел 4. Особенности реализации экономичеких процессов в цифровой экономике между экономическими агантами
4.1. Механизмы инвестирования в цифровой экономике Лекции 8 4 УК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
4.2. Механизмы инвестирования в цифровой экономике Лабораторные 8 4 УК-2, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
4.3. Механизмы инвестирования в цифровой экономике Сам. работа 8 8 УК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
4.4. Интернет вещей Лекции 8 4 УК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
4.5. Интернет вещей Лабораторные 8 4 УК-2, ОПК-1
4.6. Интернет вещей Сам. работа 8 8 УК-2, ОПК-1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корнейчук Б.В. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Гребенников П.И., Тарасевич Л.С., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Розанова Н.М. МИКРОЭКОНОМИКА. РУКОВОДСТВО ДЛЯ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко Менеджмент в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.4 Маховикова Г. А., Переверзева С. В. МИКРОЭКОНОМИКА. ПРОДВИНУТЫЙ КУРС. Учебник и практикум: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мировой банк http: // www.world-bank.org
Э2 Международная организация труда http: //www.ilo.org
Э3 Всемирная торговая организация http: //www.wto.org
Э4 Европейский союз http: //europa.eu.int
Э5 Организация экономического сотрудничества и развития http: // www.oecd.org
Э6 Международный валютный фонд http: //www.imf.org
Э7 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" portal.edu.asu.ru
Э8 Российская государственная библиотека www.rsl.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6796

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.