МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Занятость населения и ее регулирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 26 18 26
Практические 24 26 24 26
Сам. работа 39 65 39 65
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 144 108 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Занятость населения и ее регулирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2009-2013 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – способствовать овладению студентами теоретической и нормативно-правовой базой в области занятости населения и проблемами безработных граждан для эффективного решения задач практической социальной работы.

Задачи курса:
дать студентам знания в области занятости населения и безработицы, о проблемах в этой сфере и способах их решения в социальной работе;
способствовать применению студентами на практике теоретических и нормативно-правовых основ занятости;
сформировать у студентов представление о наиболее важных тенденциях в области занятости населения и ее регулирования;
способствовать осознанию студентами важности решения проблем, возникающих в сфере содействия занятости населения;
развивать способность студентов к критической оценке своих знаний по проблемам занятости, уровню освоения практики и технологий работы с различными категориями населения в области занятости.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен к использованию, контролю и оценке методов и приемов осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о структуре управления на различных уровнях.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать:
основные нормативно-правовые документы, законы регулирующие работу политики занятости;
о предоставлении государственных услуг;
подходы и направления работы с гражданами и работодателями.

Уметь:
анализировать работу центра занятости населения,а также основные программы временного трудоустройства граждан и проведения активной политики занятости в учреждении
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть профессиональными навыками работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Рынок труда в системе рыночного механизма
1.1. Понятие "рынок труда" его типы и элементы Лекции 6 2 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Показатели рынка труда Практические 6 2 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Понятие "рынок труда" его типы и элементы Сам. работа 6 4 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Основные модели рынка труда Практические 6 2 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.5. Основные модели рынка труда Сам. работа 6 4 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.6. Понятие "рабочая сила", ее составляющие и особенности функционирования Практические 6 2 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.7. Понятие "рабочая сила", ее составляющие и особенности функционирования Сам. работа 6 4 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Актуальные вопросы занятости населения в современных условиях
2.1. Занятость в современном обществе: сущность и содержание Лекции 6 2 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Политика регулирования занятости в России Практические 6 2 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Политика регулирования занятости в России Сам. работа 6 4 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Социально-демографические аспекты занятости Практические 6 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Социально-демографические аспекты занятости Сам. работа 6 3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Безработица как социально-экономическая проблема
3.1. Теоретические аспекты безработицы: определение, причины, виды и типы. Лекции 6 2 Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Безработица в современном обществе Практические 6 2 Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Безработица в современном обществе Сам. работа 6 4 Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Основные подходы к организации помощи: системы страхования и вспомоществования безработным Практические 6 2 Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.5. Основные подходы к организации помощи: системы страхования и вспомоществования безработным Сам. работа 6 4 Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.6. Основные направления работы с безработными гражданами Лекции 6 2 Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.7. Основные направления социальной защиты населения на рынке труда. Практические 6 2 Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.8. Основные направления работы с безработными гражданами Сам. работа 6 4 Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.9. Права, обязанности безработным и работодателям Лекции 6 6 Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.10. Нормативно - правовые документы, регулирующие занятость населения на федеральном и региональном уровнях. Сам. работа 6 4 Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Политика в области содействия занятости населения
4.1. Основные формы активной политики занятости Практические 6 2 Л1.3, Л2.3, Л2.2
4.2. Основные формы активной политики занятости Сам. работа 6 4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
4.3. Программы содействия занятости: управление, продолжительность действия и финансирования, виды Лекции 6 2 Л1.3, Л2.3, Л2.2
4.4. Программы содействия занятости: управление, продолжительность действия и финансирования, виды Сам. работа 6 4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
4.5. Основные направления деятельности по повышению социально – экономической активности молодежи. Лекции 6 2 Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.6. Социально – трудовые проблемы молодежи: пути и решения. Практические 6 4 Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.7. Социальное партнерство в регионе: процессы становления и развития Лекции 6 2 Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.8. Социально – трудовые проблемы молодежи: пути и решения. Сам. работа 6 6 Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.9. Социальное партнерство в регионе: процессы становления и развития Практические 6 2 Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.10. Социальное партнерство в регионе: процессы становления и развития Сам. работа 6 4 Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Регулирование занятости
5.1. Федеральные и региональные органы исполнительной власти в сфере труда и занятости Лекции 6 2 Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.2. МОТ: создание, структура, задачи и организация её работы. Практические 6 2 Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.3. МОТ: создание, структура, задачи и организация её работы. Сам. работа 6 4 Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.4. Деятельность государственной службы занятости населения Лекции 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.5. Деятельность государственной службы занятости населения Сам. работа 6 4 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.6. Кадровые службы на предприятиях: роль, функции, основные направления реализации политики занятости Лекции 6 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.7. Кадровые службы на предприятиях: роль, функции, основные направления реализации политики занятости Сам. работа 6 4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иванова Т. Б., Козлов А. А., Алексеенко Рынок труда в России: Учебное пособие М.: Российский университет дружбы народов// ЭБС «Университетская библиотека online», 2011
Л1.2 Под редакцией Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие М.: Дашков и Ко // ЭБС. "Университетская библиотека онлайн.//http://www.biblioclub.ru, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961
Л1.3 Буянова М.О. Трудовое право России: учеб. пособие Проспект, 2011
Л1.4 Козыренко Ю. В. Российский рынок труда в условиях кризиса: М.: Лаборатория книги,«Университетская библиотека online, 2010
Л1.5 ред. О. Н. Колесникова, Е. А. Попов Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей : Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. И. А. Бушмина Рынок труда Алтайского края в 2005-2010 гг.: основные показатели, механизмы регулирования, направления развития: Барнаул : Азбука, 2011
Л2.2 Яковенко Е. Г. , Христолюбова Н. Е. , Мостова В. Д. Экономика труда: учебное пособие М.: Юнити-Дана//ЭБС "Университетская библиотека on-line, 2012
Л2.3 Арькова Татьяна Юрьевна Управление человеческими ресурсами организации на основе HR-брендинга: автореферат дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 Казань, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.depalt.alt.ru – Сайт Управления Алтайского края по труду и занятости
Э2 www.trudvsem.ru – Информационный портал «Работа в России».
Э3 www.rostrud.info.ru – Сайт Федеральной службы по труду и занятости.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины