МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-234-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, М.В.Яценко

Рецензент(ы):
к.пс.н., Дир. инст., О.М.Любимова

Рабочая программа дисциплины
Психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение психологических основ психических процессов, состояний, свойств человека, его моделей общения, межличностного взаимодействия;
развитие психологической компетенции;
формирование умений и навыков, способствующих применению полученных знаний в повседневных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 владением компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность обучаться)
ОК-5 владением компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью
ОК-11 способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций
ОПК-5 готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о психологии как особой науке, изучающей психический мир личности;
об основных психических процессах, свойствах и состояниях личности;
о межличностных и межгрупповых отношениях и взаимодействиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.психологические особенности личности и малых групп;
действие основных механизмов функционирования познавательных, эмоциональных и волевых процессов человека;
отличать формирование и развитие, самосовершенствование индивидуально-психологических черт личности;
проводить общепсихологический анализ психических явлений и психологических фактов;
предвидеть и преодолевать сложности, которые могут возникнуть в процессе межличностного восприятия, коммуникации, взаимодействия с другими людьми.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организации собственной деятельности в соответствие с индивидуально-психологическими особенностями личности, требованиями коллектива;
использования приемов саморегуляции, самоконтроля, формирования и развития собственной личности;
межличностного и межгруппового взаимодействия;
организации педагогического процесс с учетом закономерностей протекания процессов восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и возраста учащихся, а также эмоциональных и функциональных состояний педагога.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию
1.1. Место психологии в системе наук о человеке и обществе Лекции 2 1 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л1.2
1.2. Отрасли психологии и связь психологии с другими науками Сам. работа 2 4 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Психика и сознание
2.1. Мозг и психика Лекции 2 1 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л1.2
2.2. Мозг и психика Сам. работа 2 4 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л1.2
2.3. Диагностические возможности исследования функциональной асимметрии головного мозга человека Практические 2 2 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.4. Сознание. Соотношение сознательного и бессознательного. Сам. работа 2 2 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Психические процессы
3.1. Исследование сенсорно-перцептивных процессов и памяти человека Практические 2 2 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Мышление и воображение как особый вид психических процессов Лекции 2 1 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Психология мышления и воображения Сам. работа 2 8 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Психические состояния человека
4.1. Психическая регуляция поведения и деятельности Сам. работа 2 8 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л1.2
4.2. Приемы тренировки внимания Сам. работа 2 8 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л1.2
4.3. Эмоции и чувства Сам. работа 2 8 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Психология личности
5.1. Индивидные и индивидуально-психологические особенности личности Лекции 2 1 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л1.2
5.2. Диагностические возможности и ограничения исследования индивидуально-психологических особенностей личности Практические 2 2 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
5.3. Теории темперамента Сам. работа 2 16 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы.
6.1. Общение и речь Сам. работа 2 14 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л1.2
6.2. Межличностные отношения и взаимодействия Сам. работа 2 12 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л1.2
6.3. Межгрупповые отношения и взаимодействия Сам. работа 2 10 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-3: способность использовать знания в области
общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и
профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется тип высшей нервной деятельности (по И.П.Павлову): сильный, уравновешенный, подвижный?
а. Холерик;
б. Сангвиник;
в. Флегматик;
г. Меланхолик.
Правильный ответ: б.

2. Автор гуморальной теории темперамента –
а. Гиппократ
б. Павлов
в. Леонгард
г. Кречмер
Правильный ответ: а.

3. Э. Кречмер назвал конституциональный тип. для которого характерны такие черты, как длинные конечности, тонкие
кости, узкие плечи, узкая и плоская грудная клетка, бледная кожа –
а. Астеническим
б. Мезоморфным
в. Циклоидным
г. Экстравертированным
Правильный ответ: а.

4. Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в
повседневных и критических ситуациях, называется…
а. Практическая психология
б. Общая психология
в. Социальная психология
г. Поведенческий подход
Правильный ответ: а.

5. Интроспекция - это термин для обозначения метода...
а. Лабораторного эксперимента
б. Самонаблюдения
в. Проективных тестов
г. Тестирования отдельных психических функций
Правильный ответ: а.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Вставьте пропущенное слово « … - это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования
психики и психической деятельности человека и групп людей».
Правильный ответ: психология / Психология

2. Как фамилия ученого утверждающего, что согласно концепции психоанализа существуют три компонента психики «Эго», «Супер-Эго» и «Оно»?
Правильный ответ: Фрейд

3. Какой ученый считал, что человек рождается с иерархией потребностей: 1) физиологические, 2) потребности в
безопасности, 3) в принятии в обществе, в любви, 4) потребность в уважении, самоуважении, 5) в самоактуализации?
Правильный ответ: Маслоу.

4.назовите функции какого образования нервной системы человека включают 1) отражение окружающей действительности, 2) сохранение целостности организма, 3) регуляция поведения, 4) субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми?
Правильный ответ: психика

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-8: способность к самоорганизации и самообразованию

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии
на анализаторы:
а. Представление
б. Когнитивный диссонанс
в. Ощущение
г. Восприятие
Правильный ответ: г.

2. Поведение человека, противоречащее его представлениям и установкам, приводит к...
а. Когнитивному диссонансу
б. Сенсорной депривации
в. Ориентировочному рефлексу
г. Социальной перцепции
Правильный ответ: а.

3. Прием воображения, заключающийся в комбинировании свойств разных объектов в одном – это...
а. Акцентирование
б. Агглютинация
в. Воссоздание
г. Гиперболизация
Правильный ответ: б.

4. Мысленное выделение существенного (в данных условиях) свойства при одновременном игнорировании остальных
свойств — это...
а. Абстракция
б. Обобщение
в. Синтез
г. Интроспекция
Правильный ответ: а.

5. Скорость реакции зависит от такого свойства нервной системы, как...
а. Подвижность
б. Сила
в. Уравновешенность
г. Эмоциональность
Правильный ответ: а.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое «отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо»?
Правильный ответ: Память.

2. Что такое «реакции на воздействия раздражителей, имеющих позитивное или негативное значение в данной ситуации»?
Правильный ответ: Эмоции.

3. Что такое «процесс создания образа или идеи, свойственный только человеку, необходимое условие его трудовой
деятельности»?
Правильный ответ: Воображение.

4. Определите понятие «совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к
определенному виду деятельности».
Правильный ответ: Мотивация.

5. Что такое «это процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и
понимании партнерами друг друга»?
Правильный ответ: Общение.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-10: способность учитывать в профессиональной деятельности
психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в
данном аспекте

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в
повседневных и критических ситуациях, называется…
а. Практическая психология
б. Общая психология
в. Социальная психология
г. Поведенческий подход
Правильный ответ: а.

2. Целостный нервный механизм, осуществляющий прием н анализ сенсорной информации определенного вида — это...
а. Механорецептор
б. Синестезия
в. Анализатор
г. Ноцирецептор
Правильный ответ: в.

3. Внимание. возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий,
называется…
а. Перцептивным
б. Произвольным
в. Рассеянным
г. Непроизвольным
Правильный ответ: б.

4. Норма объема внимания для человека составляет:
а. 5-9 объектов
б. 3-5 объектов
в. 9-11 объектов
г. 5-7 объектов
Правильный ответ: а.

5. Кроме человека, воображением наделены следующие животные:
а. Обезьяны
б. Никто, кроме человека
в. Дельфины
г. Собаки
Правильный ответ: б.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое «мысленный процесс уподобления себя другому человеку с целью понять его переживания и чувства»?
Правильный ответ: Эмпатия.

2. Что такое «подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц,
сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней»?
Правильный ответ: Конформность.

3. Что такое «способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на
достижение целей организации»?
Правильный ответ: Лидерство.

4. Что такое «это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные
группы»?
Правильный ответ: Социальная перцепция.

5. Что такое «временное состояние эмоционального расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении
поставленной цели или тщетности усилий для ее достижения. Часто сопровождается разочарованием, раздражением,
отчаянием, агрессией»?
Правильный ответ: Фрустрация.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ
теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или
менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена,
студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент
хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным
материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы
лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Нет
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра ЭКЗАМЕНА (для обучающихся, не получивших ЭКЗАМЕН по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. ЭКЗАМЕН проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Предмет, задачи и методы психологии.
2. Основные направления в психологии.
3. Понятие психики.
4. Мозг и психика
5. Концепция А.Р.Лурия, о трех функциональ¬ных блоках мозга.
6. Психические процессы.
7. Психические состояния.
8. Психические свойства.
9. Развитие психики (0-3 года).
10. Развитие психики (3-6 лет).
11. Развитие психики (6-11 лет).
12. Развитие психики (11-18 лет).
13. Развитие психики (18-45 лет).
14. Развитие психики (45-65 лет)
15. Структура и функции сознания.
16. Типы бессознательных явлений.
17. Ощущения и их виды.
18. Пороги ощущений. Адаптация. Сенсибилизация.
19. Восприятие, его виды.
20. Свойства восприятия.
21. Понятие памяти. Процессы памяти.
22. Виды памяти. Законы памяти.
23. Воображение, его виды.
24. Приемы создания образов.
25. Мышление, его виды и формы.
26. Мыслительные операции.
27. Интеллект.
28. Речь, ее виды.
29. Внимание, его виды и свойства.
30. Темперамент.
31. Способности.
32. Характер, его черты. Акцентуации характера.
33. Типология характера.
34. Эмоции, их виды.
35. Направленность личности.
36. «Я-концепция».
37. Мотивация личности, потребности.
38. Иерархия потребностей.
39. Общение: функции и виды.
40. Коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны общения.


Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не
менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного
опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля,
размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий
текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в
письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
0КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П.С. Гуревич Психология : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130
Л1.2 М.Н. Жарова Психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова Психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Островская И.В. Психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э2 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"
Э3 курс в мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет браузер.
Acrobat reader.
MS Office.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. приложение