МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы археологии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_06_01_ Истор_ науки и археология-23-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор , Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы археологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.07.2014 г. №904

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 Исторические науки и археология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными проблемами и результатами исследований в области такой научной дисциплины, как археология.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: готовность к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии
УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные археологические школы, проблемы в изучении археологических эпох и культур и научные гипотезы предлагающие их решение
3.2.Уметь:
3.2.1.Путем сравнительного анализа и критического отношения к источникам, предлагать аргументированные решения существующих проблем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыки обработки археологических объектов и артефактов и опыт их качественной характеристики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел. 1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУКИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХЕОЛОГИИ
1.1. Cтановление и развитие археологических исследований Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Становление и развитие археологических исследований Сам. работа 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Дискуссионные вопросы археологии Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Дискуссионные вопросы археологии Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Методика археологических исследований Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.6. Методика археологических исследований Сам. работа 3 5 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.7. Основные проблемы развития археологии в России Практические 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.8. Основные проблемы развития археологии в России Сам. работа 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.9. Соотшение археологических понятий культура, общность, область, этнос Практические 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.10. Соотношение археологических понятий культура, общность, область, этнос Сам. работа 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел. 2. ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА
2.1. Закономерности и парадоксы антропогенеза в палеолите Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Закономерности и парадоксы антропогенеза в палеолите Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Адаптация человека к новым природным условиям в мезолите Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.4. Адаптация человека к новым природным условиям в мезолите Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.5. Предпосылки и последствия неолитической революции Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.6. Предпосылки и последствия неолитической революции Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.7. Особенности эволюции человека в палеолите Алтая Практические 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.8. Особенности эволюции человека в палеолите Алтая Сам. работа 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.9. Сибирский вариант неолитической революции Практические 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.10. Сибирский вариант неолитической революции Сам. работа 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. РАННЯЯ И РАЗВИТАЯ ДРЕВНОСТЬ
3.1. Освоение человеком металлургии и его значение Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Освоение человеком металлургии и его значение Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Металлургические провинции Евразии: общие и особенные черты Практические 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Металлургические провинции Евразии: общие и особенные черты Сам. работа 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.5. Андроновская культурно-историческая общность как пример консолидации скотоводческих племен Практические 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.6. Андроновская культурно-историческая общность как пример консолидации скотоводческих племен Сам. работа 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Раздел 4. ПОЗДНЯЯ ДРЕВНОСТЬ (РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК)
4.1. Открытие железоделательного производства и его последствия Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Открытие железоделательного производства и его последствия Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.3. Скифо-сибирский мир евразийских степей: единство и противоположности Практические 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.4. Скифо-сибирский мир евразийских степей: единство и противоположности Сам. работа 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.5. Евразийские степи в хунно-сарматское время: поликультурные тенденции Практические 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.6. Евразийские степи в хунно-сарматское время: поликультурные тенденции Сам. работа 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Раздел 5. РАННЕЕ И РАЗВИТОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (РАЗВИТЫЙ И ПОЗДНИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК)
5.1. Этнокультурные процессы на территории Евразии в тюрко-монгольское время Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.2. Этнокультурные процессы на территории Евразии в тюрко-монгольское время Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.3. Тюркская культура как эталон кочевой цивилизации Практические 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.4. Тюркская культура как эталон кочевой цивилизации Сам. работа 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.5. Монгольская культура как пример интеграции кочевого и городского быта Практические 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.6. Монгольская культура как пример интеграции кочевого и городского быта Сам. работа 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.7. Вопросы к экзамену Экзамен 3 27 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Становление и развитие археологических исследований
2. Дискуссионные вопросы археологии
3. Методика полевых археологических исследований
4. Методика кабинетных археологических исследований
5. Основные проблемы развития археологии в России
6. Соотношение археологических понятий культура, общность, область, этнос
7. Закономерности и парадоксы антропогенеза в палеолите
8. Адаптация человека к новым природным условиям в мезолите
9. Предпосылки и последствия неолитической революции
10. Особенности эволюции человека в палеолите Алтая
11. Сибирский вариант неолитической революции
12. Освоение человеком металлургии и его значение
13. Металлургические провинции Евразии: общие и особенные черты
14. Андроновская культурно-историческая общность как пример консолидации скотоводческих племен
15. Открытие железоделательного производства и его последствия
16. Скифо-сибирский мир евразийских степей: единство и противоположности
17. Евразийские степи в хунно-сарматское время: поликультурные тенденции
18. Этнокультурные процессы на территории Евразии в тюрко-монгольское время
19. Тюркская культура как эталон кочевой цивилизации
20. Монгольская культура как пример интеграции кочевого и городского быта
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ
1. Новейшие методы исследования в археологии
2. Морфология археологических предметов
3. Классификация объектов археологии
4. Типология вещественных источников
5. История археологических открытий в Центральной Азии

Темы рефератов
1. Новейшие методы исследования в археологии
2. Морфология археологических предметов
3. Классификация объектов археологии
4. Типология вещественных источников
5. История археологических открытий в Центральной Азии
5.3. Фонд оценочных средств
Практическое задания:
1. Объясните особенности методов классификации и типологии в археологических исследованиях, используя соответствующие разделы из книги Л.С. Клейна (1991).
2. Обоснуйте различия между понятиями «археологическая культура» и «культурно-историческая общность».
3. Сравните историческую и археологическую периодизации, выделив в них совпадения и отличия, используя монографию А.А. Тишкина (2007).
4. Какие занятия древних людей создали условия для возникновения земледелия и скотоводства?
5. Развитие, каких технологий способствовало освоению человеком выплавки металлов?
6. Оцените роль миграций в развитии материальной культуры древнего и средневекового населения Евразии.
7. Перечислите примеры обоснованного соотнесения археологических культур с известными по письменным источникам этносами.
8. Внимательно прочитайте соответствующие разделы в двух монографиях Д.Г. Савинова 1984 и 1994 гг. и проследите эволюцию взглядов этого ученого на вопросы датировки и этнокультурной атрибуции средневековых памятников Южной Сибири.


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860
Л1.2 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/25F15C9D-82F7-4131-9B1F-6BE451BA52C5
Л1.3 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шер Я.А. Введение в археологию: учебное пособие М., Берлин: Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330474
Л2.2 Петров Н.И. Археология: учебное пособие Санкт-Петербург : Издательство «СПбКО», 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209982
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-аналитический портал «Археология Алтая»: http//www.archeology.asu.ru
Э2 http://www.sati.archaeology.nsc.ru:8101/
Э3 http://www.brown.edu/Departments/Anthropology/archsite.html
Э4 Актуальные проблемы археологии https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7590
6.3. Перечень программного обеспечения
http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с археологической периодизацией. Обучающимся необходимо ознакомиться с особенностями основных археологические школ, проблемами в изучении археологических эпох и культур и научными гипотезами, предлагающими их решение; обратить внимание на сравнительный анализ и критическое отношение к источникам; предложить аргументированные решения существующих проблем; уяснить правила обработки археологических объектов и артефактов и опыт их качественной характеристики.
Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических заданий.
Лекции аспиранты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические задания аспиранты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу аспиранты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий аспирант готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К экзамену допускаются аспиранты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экзамен призван оценить освоение аспирантом дисциплины «Актуальные проблемы археологии», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ аспиранту отводится 50 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если аспирантом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если аспирантом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если аспирантом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если аспирантом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.