МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биология с основами экологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияФундаментальная и прикладная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Лабораторные 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент Тихомирова Л.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Биология с основами экологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование знаний, умений и навыков в области биологии развития живых систем и экологии человека для решения профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью воспринимать, развивать и использовать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-4 способностью применять основные естественнонаучные законы при обсуждении полученных результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-классификацию, правила номенклатуры, строение, химические и физические свойства основных классов веществ;
- общие закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма в окружающей среде;
- механизмы регуляции и саморегуляции физиологических параметров организма в экосистеме.
- сущность методик исследования различных функций организма.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать схемы синтеза и подбирать соответствующие физические и физико–химические методы исследования структуры с заданными свойствами основных классов веществ;
-использовать фундаментальные представления и достижения в области биологии и экологии человека в профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками использования теоретических и экспериментальных основ базовых разделов химии при решении конкретных задач;
- работать с учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой;
- выполнять лабораторные работы, защищать протокол проведенного исследования;
- выделять главное и второстепенное в общем потоке информации, применять полученные знания при решении тестовых заданий и ситуационных задач;
- использовать методики исследования различных функций организма в среде обитания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биология наука о жизни
1.1. Предмет биологии.Роль биологии в химическом образовании.Гипотезы происхождения жизни Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
1.2. Общие свойства и функционирование живых систем Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
1.3. Клеточный уровень организации живой материи Лекции 1 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
1.4. Механизм реализации генетической информации Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
1.5. Клеточный цикл жизни. Деление клетки. Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
1.6. Общие свойства и функционирование живых систем Практические 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
1.7. Клеточный уровень организации живой материи Практические 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
1.8. Механизм реализации генетической информации Практические 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
1.9. Методы гистохимического анализа растительного материала Лабораторные 1 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
1.10. Биология наука о жизни Сам. работа 1 16 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
Раздел 2. Экология человека
2.1. Определения и законы экологии Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
2.2. Биосфера Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
2.3. Экология человека Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
2.4. Взаимодействие человека со средой обитания Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
2.5. Техногенные катастрофы Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
2.6. Определения и законы экологии Практические 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
2.7. Биосфера Практические 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
2.8. Экология человека Практические 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
2.9. Взаимодействие человека со средой обитания Практические 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
2.10. Техногенные катастрофы Практические 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
2.11. Экология человека Сам. работа 1 24 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
Раздел 3. Экологически чистые способы производства
3.1. Зелёная хими Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
3.2. Основы биотехнологии Лекции 1 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
3.3. Зелёная хими Практические 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
3.4. Методы работы в лаборатории биотехнологии растений Лабораторные 1 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
3.5. Экологически чистые способы производства Сам. работа 1 14 ОПК-1, ПК-4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри в Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри в Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри в Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пехов А.П. Биология с основами экологии: Учебник.: основная СПб: Лань, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
Подготовка к лабораторному занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф, какие новые понятия введены, каков их смысл, что даст это на практике?