МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аналитические исследования в информационной и социальной сферах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра математического анализа
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 72 45 72 45
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Е.Д.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.;к.ф.-м.н., доцент, Вараксин С.В.

Рабочая программа дисциплины
Аналитические исследования в информационной и социальной сферах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра математического анализа

Протокол от 02.07.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Саженков А.Н., к.ф.-м.н. доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра математического анализа

Протокол от 02.07.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Саженков А.Н., к.ф.-м.н. доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование целостной системы знаний об информационных технологиях как составляющей процесса информатизации социальной сферы в контексте информационного характера развития современного общества, а также привитие навыков использования информационных технологий при решении практических задач в социальной сфере

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-23 способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы процесса информатизации социальной сферы современного общества;
возможности, особенности и перспективы использования современных информационных технологий в социальной сфере;
отечественный и зарубежный опыт автоматизации процессов принятия решений в социальной сфере;
основы построения, структуры и содержания баз социальных данных, технологии их использования в социальной сфере


3.2.Уметь:
3.2.1. осуществлять сбор и распространение социальной информации посредством локальных и глобальных компьютерных сетей;
работать с основными программно-инструментальными средствами, используемыми в органах и учреждениях социальной сферы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения полученных знаний об информационных технологиях в социальной сфере в целях улучшения качества и повышения эффективности профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Программа социологического исследования
1.1. методологические подходы и методические приемы изучения определенного социального явления, процесса или поведения людей Лабораторные 8 2 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.2. методологические подходы и методические приемы изучения определенного социального явления, процесса или поведения людей Сам. работа 8 4 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.3. План сбора эмпирических данных четыре вида основных вариантов плана: 1. Формулятивный, разведывательный, когда объект исследования не- известен и цель исследования - выявить проблему и сформулировать гипотезу. 2. Описательный, дескриптивный, когда знания об объекте позволяют выдвинуть гипотезы. Цель плана – четкое описание качественно-количественных особенностей социальных структур или явлений. 3. Аналитико-экспериментальный – наиболее всесторонний план, позволяющий исследовать функциональные взаимосвязи и причинно-следственные связи. 4. Повторно-сравнительный, который позволяет выявить доминирующий тренд в изучаемых социальных явлениях, поскольку предполагает сопоставление данных в определенном временном континууме. Применяется в лонгитюдных исследованиях. Лабораторные 8 4 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.4. план сбора эмпирических данных четыре вида основных вариантов плана: 1. Формулятивный, разведывательный, когда объект исследования не- известен и цель исследования - выявить проблему и сформулировать гипотезу. 2. Описательный, дескриптивный, когда знания об объекте позволяют выдвинуть гипотезы. Цель плана – четкое описание качественно-количественных особенностей социальных структур или явлений. 3. Аналитико-экспериментальный – наиболее всесторонний план, позволяющий исследовать функциональные взаимосвязи и причинно-следственные связи. 4. Повторно-сравнительный, который позволяет выявить доминирующий тренд в изучаемых социальных явлениях, поскольку предполагает сопоставление данных в определенном временном континууме. Применяется в лонгитюдных исследованиях. Сам. работа 8 6 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.5. Выборочный метод Тип и способы выборки Требования репрезентативности Конструирование шкалы Основные требования: 1. Валидность (устойчивость, надежность). То ли свойство изучаем? 2. Полноту (обоснованность). Все ли варианты прописаны? 3. Чувствительность (точность). Чем больше вариантов ответов, тем чувствительнее шкала. Лабораторные 8 6 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.6. Выборочный метод Тип и способы выборки Требования репрезентативности Конструирование шкалы Основные требования: 1. Валидность (устойчивость, надежность). То ли свойство изучаем? 2. Полноту (обоснованность). Все ли варианты прописаны? 3. Чувствительность (точность). Чем больше вариантов ответов, тем чувствительнее шкала. Сам. работа 8 6 ПК-23 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социологическое исследование: анкетирование и интервьюирование
2.1. основные принципы построения анкеты. 1.Программная логика анкеты. 2.Необходимость учитывать уровень образования и практический опыт респондентов. 3. Помнить, что на выбор ответа может повлиять последовательность вопросов. Галло-эффект, эффект «эха». 4.Смысловые блоки опросного листа должны быть примерно одного объема. 5. Распределение вопросов по степени их трудности. Лабораторные 8 4 ПК-23 Л2.1, Л1.1
2.2. основные принципы построения анкеты. 1.Программная логика анкеты. 2.Необходимость учитывать уровень образования и практический опыт респондентов. 3. Помнить, что на выбор ответа может повлиять последовательность вопросов. Галло-эффект, эффект «эха». 4.Смысловые блоки опросного листа должны быть примерно одного объема. 5. Распределение вопросов по степени их трудности. Сам. работа 8 4 ПК-23 Л2.1, Л1.1
2.3. Проба анкеты, «пилотаж» или «пилотное исследование». Лабораторные 8 4 ПК-23 Л2.1, Л1.1
2.4. Проба анкеты, «пилотаж» или «пилотное исследование». Сам. работа 8 4 ПК-23 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Виды и методы социологических исследований
3.1. Виды социологических исследований: 1. Метод изучения документов 2. Надежным методом получения информации об изучаемом социальном объекте является наблюдение 3. Интересные результаты для социологического исследования общественных процессов дает метод экспертных оценок.4. К эмпирическим методам социологического исследования относится и социальный эксперимент 5. Качественные методы сбора социологической информации Лабораторные 8 2 ПК-23 Л2.1, Л1.1
3.2. Виды социологических исследований: 1.Метод изучения документов 2. Наблюдение 3. Метод экспертных оценок 4. К эмпирическим методам социологического исследования относится и социальный эксперимент. 5. Качественные методы сбора социологической информации Сам. работа 8 6 ПК-23 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Проведение социологического исследования
4.1. Три последовательных этапа: 1. Подготовительный этап 2. Оперативный этап сбора первичной социологической информации 3. Результирующий этап Лабораторные 8 6 ПК-23 Л2.1, Л1.1
4.2. Три последовательных этапа: 1. Подготовительный этап 2. Оперативный этап сбора первичной социологической информации 3. Результирующий этап Сам. работа 8 6 ПК-23 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Статистическая обработка полученных данных
5.1. Обработка первичных данных 1. Редактирование анкет заключается в проверке качества анкет 2. Следующая процедура обработки информации – кодирование (присвоение индекса, кода) вариантов ответа 3. Статистический анализ Лабораторные 8 8 ПК-23 Л2.1, Л1.1
5.2. Обработка первичных данных 1. Редактирование анкет заключается в проверке качества анкет 2. Следующая процедура обработки информации – кодирование (присвоение индекса, кода) вариантов ответа 3. Статистический анализ Сам. работа 8 9 ПК-23 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Энатская Н.Ю. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА И СЛУЧАЙНЫЕ ПРОЦЕССЫ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Крокер Л., Алгина Д Крокер Л., Алгина Д. Введение в классическую и современную теорию тестов : Учебник Москва, 2010 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ:
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader,
6.4. Перечень информационных справочных систем
Единый образовательный портал Алтайского государственного университета http://portal.edu.asu.ru/
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


При подготовке к лабораторным занятиям студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным преподавателем и в основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.