МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость11 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-3-2020
Часов по учебному плану 396
в том числе:
аудиторные занятия 208
самостоятельная работа 188
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2, 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 19,5 19,5 19 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22 22 22 22 22 88 88
Практические 30 30 30 30 30 30 30 30 120 120
Сам. работа 56 56 56 56 20 20 56 56 188 188
Итого 108 108 108 108 72 72 108 108 396 396

Программу составил(и):
ст.преп., Кузьмина А.С.

Рецензент(ы):
канд.психол. наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Общая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., канд. психол. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., канд. психол. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование и развитие у студентов целостной системы базовых научных знаний от общепсихологических закономерностях психической деятельности, основных категориях, фундаментальных теориях и концепциях, основных методов психологической науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ПК-3 способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека
- описание результатов психодиагностического обследования,
- основные понятия психодиагностики, математической статистики, смысл выдвигаемых психодиагностических и статистических гипотез и процедур, направленных на их проверку;
3.2.Уметь:
3.2.1.- практически применять основные психодиагностические методики умственного и личностного развития для различных возрастных групп;
- описывать результаты психодиагностического обследования
-устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками составления программы психодиагностического обследования, организацией психодиагностического обследования в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально- демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в общую психологию.
1.1. Становление предмета научной психологии Лекции 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Общие представления о психологии как науке Лекции 1 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Структура общей психологии, место психологии в системе наук, связь психологии с другими науками Лекции 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.4. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Лекции 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.5. Структура современной психологии Практические 1 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.6. Представления о предмете психологии в основных научных направлениях Практические 1 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.7. Анализ российских психологических школ Практические 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.8. Проблема понимания понятий «психологический факт» и «психические явления». Практические 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.9. Анализ методов психологии Практические 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.10. Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева Сам. работа 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.11. Представления о предмете психологии в основных научных направлениях Сам. работа 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.12. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Сам. работа 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.13. Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева Сам. работа 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.14. Подобрать и проанализировать примеры психологических фактов и психических явлений в жизни человека Сам. работа 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Мозг и психика
2.1. Мозговая организация психики Лекции 1 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Современные представления о психических функциях Практические 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга Практические 1 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Речь и межполушарная асимметрия Сам. работа 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.5. Современные представления о психических функциях Сам. работа 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.6. Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга Сам. работа 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.7. Особенности психики при локальных поражениях головного мозга: понятие симптома и синдрома Сам. работа 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Психология деятельности
3.1. Общее понятие о психологической деятельности Лекции 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Структура и виды деятельности Лекции 1 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Структура психологической деятельности, анализ ведущих понятий (А.Н. Леонтьев) Практические 1 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.4. Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности Практические 1 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.5. Анализ особенностей развития человеческой деятельности (Л.С. Выготский). Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Практические 1 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.6. Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов Практические 1 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.7. Деятельность и психические процессы: анализ точек зрения Сам. работа 1 3 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.8. Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности Сам. работа 1 8 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.9. Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов Сам. работа 1 5 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.10. Рефлекс «что такое?» или ориентировочный рефлекс Сам. работа 1 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Психология сознания
4.1. Сознание как высшая форма психики человека. Сознание как функциональная система Анализ психологической структуры сознания. Лекции 2 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Состояния сознания.Сознательное и бессознательное. Самосознание человека. Психологический анализ «Я-концепции». Лекции 2 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Общепсихологические характеристики рефлексии. Методы исследованиея самосознания. Динамика смысловых процессов. Лекции 2 8 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Сознание как проблема нейропсихологии. Дифференциальная защита структур самосознания. Психологические защиты Лекции 2 6 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.5. Изменения состояния сознания и модификация памяти. Практические 2 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.6. Организация смысловой семантики сознания Практические 2 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.7. Эмпирические методы исследования смысловых образований личности Практические 2 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.8. Уровни и единицы самосознания Практические 2 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.9. Дифференциальная защита структур самосознания Практические 2 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.10. Поступок как точка пересечения деятельностей Практические 2 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.11. Динамика смысловых процессов Практические 2 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.12. Онтогенез индивидуальной системы ценностных ориентаций (ЦО) как процесс развития смысловой сферы Практические 2 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.13. Методика исследования структуры самосознания личности (МИСС) Сам. работа 2 20 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.14. Смыслостроительство как способ восстановления смыслового соответствия сознания и бытия субъекта. Сам. работа 2 18 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.15. Развитие навыков самопонимания студентов-психологов Сам. работа 2 18 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Психология мотивации, эмоций, воли
5.1. Мотивация животных и мотивация человека, их фундаментальные различия. Биологические механизмы инстинктивного поведения, их развитие в филогенезе. Gонятие инстинкта, критика биологизации человеческой мотивации. Теория У.Макдауголла. Лекции 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.2. Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами. Сам. работа 3 10 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.3. Понятие влечения в психоанализе. Психодинамическая трансформация влечений. Проективная диагностика мотивации.Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме. Экспериментальные исследования обусловливания и подкрепления.Самоактуализация как объяснительный принцип, его развитие и критика. Понятие потребности. Теория базовых потребностей А.Маслоу. Проблема классификации потребностей. Теория потребностей Г.Мюррея.Смыслоцелевые представления об источниках человеческой мотивации. Теории Адлера и Франкла. Теория метамотивации Маслоу. Практические 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.4. Роль ситуационных факторов в развертывании мотивационных процессов. Теория поля К.Левина и экспериментальные исследования его школы. Лекции 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.5. Изучение отдельных видов мотивации. Мотивация достижения, подходы к ее изучению. Мотивация власти. Мотивация учения.Изучение отдельных видов мотивации. Потребность в общении и мотивация аффиляции. Мотивация оказания помощи. Мотивация асоциального поведения. Практические 3 6 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.6. Деятельностный подход к мотивации в школе А.Н.Леонтьева. Общая характеристика потребностей и мотивов. Опредмечивание потребностей и другие механизмы их преобразования. Виды и функции мотивов в деятельностном подходе. Смысл мотива как источник его побудительной силы. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности. Сам. работа 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.7. Общее представление об эмоциях. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.Биологическая целесообразность эмоций. Функции эмоций. Возможные основания и разновидности классификации эмоций. Лекции 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.8. Физиология и психология эмоций. Периферическая теория Джемса-Ланге и ее экспериментальная критика. Роль когнитивной оценки в возникновении эмоциональных состояний. Эмоции в регуляции деятельности. Закономерности развития регулирующей функции эмоций. Соотношений эмоций, мотивации и личностного смысла. Аффекты, их психологическая характеристика. Аффективные следы. Проблема детекции лжи. Патологический аффект: его специфика и динамика. Практические 3 6 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.9. Чувства и настроения, их психологическая характеристика.Эмоциональные состояния. Тревога и страх. Совладание с негативными эмоциями Лекции 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.10. Методы психологического изучения эмоциональных процессов. Влияние эмоций на познавательные процессы и исполнительную деятельность. Исследования выражения эмоций. Экспрессивная сторона личности. Практические 3 6 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.11. Эмоции в общении. Привязанность. Эмпатия. Любовь.Положительные эмоциональные состояния. Пиковые переживания. Состояние потока. Развитие эмоциональной сферы. Позитивная психология. Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.12. Проблема воли в психологии. Произвольность и воля. Лекции 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.13. Современные подходы к воле как мотивационной саморегуляции в школах Х.Хекхаузена и Л.С.Выготского. Воля как мотивационное опосредование. Развитие волевых процессов в онтогенезе. Практические 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Тесперамент, характер, способности
6.1. Характерология К. Юнга. Социальные типы по Э. Фромму. Акцентуации характера и их влияние на познавательную деятельность. Типы акцентуаций характера по К. Леонгарду. Лекции 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
6.2. Индивидуальность человека в теории B.C. Мерлина. Теории темпераментов и типы высшей нервной деятельности. Темперамент человека в концепции Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина. Психологические теории темперамента Г. Айзенка, В.М. Русалова, Я. Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии. Темперамент и проблема саморегуляции. Практические 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
6.3. Место характера в общей структуре личности. Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
6.4. Способности и мозг.Проблемы способностей в трудах Б.М. Теплова. Межполовые и индивидуальные различия в способностях.Основные современные концепции творчества и одарённости. Лекции 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
6.5. Анализ психологических категорий и их взаимоотношений: индивид, личность, индивидуальность. Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 7. Психические процессы
7.1. Общая характеристика сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, регуляционных психических процессов. Предыстория современной когнитивной психологии. Общая характеристика психических процессов. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы. Феномены взаимодействия сенсорных процессов. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы. Образы восприятия. Психофизика и психофизиология сенсорных процессов. Понятие сенсорных паттернов. Теоретические подходы, объясняющие распознавание зрительных паттернов. Предыстория современной когнитивной психологии. Общая характеристика психических процессов. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы. Лекции 4 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.2. Пороговая проблема (дискретность - непрерывность). Интерпретация понятия порога чувствительности (пороговой зоны) от Фехнера до наших дней. Субсенсорная зона. Психофизические законы. Основной психофизический закон Вебера - Фехнера. Закон Стивенса. «Обобщенный психофизический закон» Ю.М. Забродина. Определение ощущения и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Основные свойства восприятия. Развитие сенсорики в онтогнезе и трудовой деятельности. Теоретические представления о механизмах перцептивного научения. Практические 4 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.3. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и "неспецифические" ощущения. Другие классификации ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений: абсолютные и разностные пороги, допущение о дискретности сенсорного ряда. Психофизиологические особенности ощущений. Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления. Практические 4 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.4. Кросскультурные исследования восприятия. Культурно- историческая традиция в исследовании восприятия. Мотивация, потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Индивидуальные различия в восприятии. Сам. работа 4 20 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.5. Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений. Основные психофизические параметры ощущений. Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, М. Вебера, С. Стивенсона. Понятие о психофизическом операторе. Понятие ощущения. Классификация ощущений. Экстероцептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и «неспецифические» ощущения. Физиологические механизмы ощущений. Особенности ощущений. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация ощущений. Психофизика ощущений. Психофизиологические особенности ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений, их виды. Закон М. Вебера-Фехнера. Методы изучения ощущений. Лекции 4 6 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.6. Виды ощущений. Взаимодействие ощущений. Классификации ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г. Ананьеву). Понятия сенсибилизации и сенситивности. Становление сенсорной системы человека в онтогенезе. Сенсорная организация, образ жизни и культура. Предмет и задачи психофизики. Пороги ощущений. Чувствительность. Косвенное измерение ощущений. Закон Фехнера. Прямое измерение ощущений. Закон Стивенса. Теория обнаружения сигналов. Восприятие пространства. Признаки восприятия удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Определение и виды константности восприятия. Процедура измерения константности. Теории константности. Экологический подход к восприятию пространства, движения, константности восприятия. Виды оптических искажений. Проблема перцептипной адаптации к инвертированному зрению и ее экспериментальные исследования. Феномены псевдоскопического восприятия, их описание и объяснение. Создание искусственных органов чувств, форми Практические 4 8 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.7. Восприятие пространства. Признаки восприятия удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Определение и виды константности восприятия. Процедура измерения константности. Теории константности. Экологический подход к восприятию пространства, движения, константности восприятия. Виды оптических искажений. Проблема восприятия третьего измерения. Признаки удаленности и глубины. Роль бинокулярного зрения, бинаурального слуха и бимануального осязания в формировании 3-хмерности перцептивного образа. Иллюзии восприятия. Механизмы. Практические 4 8 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.8. Общее представление о памяти. Основные подходы к ее изучению и теории. Развитие памяти. Определение памяти. Краткая история развития представлений о памяти. Лекции 4 6 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.9. Понятие внимания как психического процесса. Физиологические основы внимания. Общее представление о внимании. Основные подходы к его изучению и теории. Развитие внимания. Практические 4 6 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.10. Общее представление о мышлении. Мышление. Мышление как высший уровень познавательных процессов. Базовые эмпирические характеристики мышления по Л.М. Веккеру: пространственно- временные, модальностные, интенсивностные. Лекции 4 6 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.11. Характеристика основных мыслительных операций. Формирование понятий. Примеры концептуальных задач. Усвоение правил. Ассоциативная теория. Проверка гипотез. Стратегии формирования понятия. Логика как наука о мышлении. Формальное мышление. Принятие решений. Виды мышления. Конкретно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактное (логическое) мышление. Роль мышле­ния в прогнозировании. Вероятностное, творческое мышление. Сам. работа 4 6 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.12. Язык и речь: основные единицы языка. Речь и язык. Развитие речи в онтогенезе. Формирование речевого высказывания. Декларативные и процедурные знания при овладении языком. Овладение вторым языком. Прогнозирование в речевой деятельности. Восприятие и понимание речи. Сам. работа 4 30 ОК-1, ПК-3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Сосновского Б.А. ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Иванников В.А. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рамендик Д. М. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 4. РЕЧЬ. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 ссылка на курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету(см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.