Закреплена за кафедрой | Кафедра математического анализа |
---|---|
Направление подготовки | 02.04.01. Математика и компьютерные науки |
Профиль | Математическая кибернетика и прикладной анализ |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 02_04_01_МКиПА-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра математического анализа
Протокол от 02.07.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой доцент, к.ф.-м.н. Саженков А.Н.
1.1. | Цель – глубокое овладение современными статистическими методами, приобретение навыков в работе с большими массивами данных, привычки использования статистических таблиц и компьютерного программного обеспечения в процессе принятия решений в области предварительной диагностики состояния здоровья человека. Задачи: 1. Cоздание представления у студента о круге решаемых с помощью многомерных статистических методов задач, о различных подходах к их решению. 2. Овладение методами сокращения объемов обрабатываемой информации, придании ей наглядного, обозримого характера. 3. Применение полученных знаний к решению практических задач. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-1 | Способен находить, формулировать и решать актуальные и значимые проблемы прикладной и компьютерной математики |
ПК-1 | Способен демонстрировать базовые знания математических и естественных наук, основ программирования и информационных технологий при решении фундаментальных и прикладных задач в научно-исследовательской деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Возможности применения методов обработки медицинских данных для их интенсивной обработки с помощью современных математических методов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | работать с большими массивами выборочных данных, организовывать работу коллектива по их параллельной обработке |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | организации научно-исследовательской и производственной деятельности по принятию управленческих и иных решений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Первичная обработка статистических данных | ||||||
1.1. | Практическая группировка и цензурирование данных | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Знакомство с современными методами цензурирования | Сам. работа | 4 | 8 | Л2.1, Л2.2 | |
1.3. | Решение задач на построение согласованных групп экспертов и методы оценки качества | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Задачи экспертного оценивания. Иные применения ранговых коэффициентов | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.2 |
1.5. | Методика построения толерантных множеств | Сам. работа | 4 | 20 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.2 |
Раздел 2. Выявление факта, оценивание силы и вида статистических связей | ||||||
2.1. | Постановка и решение задач регрессии | Практические | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Регрессия с ограничениями. Задачи интерполяции и прогноза с помощью регрессии | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Решение задач ANOVA и MANOVA | Практические | 4 | 4 | Л2.2, Л1.1 | |
2.4. | Другие подходы к задачам дисперсионного анализа Понятие о планировании эксперимента | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1 | Л2.2 |
Раздел 3. Задачи снижения размерности статистических данных | ||||||
3.1. | Практический поиск главных компонент | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Определение необходимого числа главных компонент. Способы определения иных критериев качества | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Решение задач факторного анализа | Практические | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Интерпретация латентных факторов. Методы оценивания индивидуальных их значений | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
3.5. | Подготовка данных для многомерного шкалирования | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
3.6. | Алгоритм Торгерсона | Практические | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Классификация многомерных данных | ||||||
4.1. | Построение оптимальных линейных прогностических правил. Метод ближайших соседей. Оценка качества дискриминации | Практические | 4 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Иные способы построения дискриминаторов в случае числа классов, не меньшего трех. Уилксово лямбда. Нелинейные методы | Сам. работа | 4 | 3 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Решение задач кластеризации методами ФОРЕЛЬ и k-средних | Практические | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
4.4. | Иерархические древовидные классификации | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Элементы теории временных рядов | ||||||
5.1. | Оценивание полиномиального и тригонометрического тренда. Определение эффекта сезонности | Практические | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.2 |
5.2. | Сглаживание. Построение и применение скользящих средних и коррелограммы | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
5.3. | Метод Херста. Применения спектральных методов в теории прогноза и взаимной зависимости временных рядов | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бакалов В.П. | Медицинская электроника: основы биотелеметрии: учебник | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дронов С.В. | Методы и задачи многомерной статистики: учебник | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Блягоз З.У. | Теория вероятностей и математическая статистика. Курс лекций: Учебные пособия | Издательство "Лань", 2018 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; | |||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; | |||
Э3 | электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; | |||
Э4 | свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org | |||
Э5 | Мудл-курс "Методы и модели предварительной диагностики состояния здоровья человека" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru/ 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Студенты, основываясь на своем предыдущем опыте изучения теории вероятностей и математической статистики, прослушав краткие обзорные лекции, решают ряд практических задач в компьютерном классе. С медициной данный курс связывает лишь то, что данные для работы взяты из опыта практического общения специалистов факультетта ФМиИТ с практикующими медиками. Фактически речь идет о применении совреманных статистических методов к реальным данным. 2. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя ). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к 'rpfvtye возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. |