Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_02_СР-34-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент
1.1. | Овладение студентами как теоретическими знаниями в области терапии кризисных состояний, так и практическими навыками применения технологии кризисного вмешательства с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов. Задачи дисциплины: -изучить теоретические основы концепции переживания кризиса и применения технологии кризисного вмешательства; -сформировать представление о возможностях применения и основных техниках реализации технологии кризисного вмешательства; -сформировать представления об основных тенденциях и проблемах развития социальной работы в кризисных ситуациях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ПК-3 | способностью предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные подходы к пониманию природы кризисного состояния и сущности технологии кризисного вмешательства специфику кризисной терапии при работе с разными категориями клиентов социальной работы; систему учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги человеку, его семье в состоянии кризиса |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | исследовать личностные и социальные ресурсы клиента социальной работы; определять меры по предотвращению развития кризисных состояний анализировать возможности и проблемы развития социальной работы в кризисных ситуациях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками психосоциальной оценки кризисной ситуации навыками разработки и оценки плана кризисного вмешательства |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретический анализ кризисной концепции. | ||||||
1.1. | Ведение в курс. Становление концепции переживания кризисом и применения технологии кризисного вмешательства. | Лекции | 5 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л3.1 |
1.2. | Основные этапы развития кризисной концепции в ХХ в. | Практические | 5 | 1 | ПК-3 | Л1.1, Л3.1 |
1.3. | Теоретические основы возникновения и развития кризисной концепции в структуре теории и практики социальной работы. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-3 | Л1.1, Л3.1 |
1.4. | Анализ понятий «стресс», «болезнь», «кризис». | Практические | 5 | 1 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.5. | Соотношение понятий «стресс», «болезнь», «кризис». | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. Кризис-интервентная модель практики социальной работы. | ||||||
2.1. | Модель переживания и управления кризисом как основа кризисной концепции теории социальной работы. | Лекции | 5 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | Анализ основных блоков кризисной парадигмы. | Практические | 5 | 1 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.3. | Модель переживания и управления кризисом как основа кризисной концепции теории социальной работы. | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.4. | Технологии помощи людям, переживающим кризис: сходства и различия. | Практические | 5 | 1 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.5. | Основные терапевтические подходы к оказанию помощи людям, находящимся в состоянии кризиса. | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.6. | Кризисная концепция как основа кризисинтервентной модели практики социальной работы. | Лекции | 5 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.7. | Процесс управления кризисом: психосоциальная оценка. | Практические | 5 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.8. | Кризисинтервентная модель практики социальной работы. Психосоциальная оценка кризиса. | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.9. | Процесс управления кризисом: разработка и реализация плана вмешательства, последующая поддержка. | Практические | 5 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.10. | Кризисинтервентная модель практики социальной работы. Разработка и реализация плана вмешательства. | Сам. работа | 5 | 15 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Психология кризисных и экстремальных ситуаций: индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм: учебник: | Санкт-Петербургский государственный университет, 2016 | znanium.com | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под общ. ред. Н.С. Хрусталевой | Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь: учебник | Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2013 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Фак. социологии, Каф. соц. работы | Психология социальной работы. Социальная работа в кризисных ситуациях: учеб.-метод. пособие по изучению курсов | Изд-во АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Социальная работа в кризисных ситуациях» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
средства MS Office (Word, Excel, PowerPoint) Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения, практические задания. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.). Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия. Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии). На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте расмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Для успешного прохождения курса необходимо данные вопросы изучать самостоятельно. |