МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Объектно-ориентированный анализ и проектирование
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое моделирование и информационные технологии. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_ПМиИ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 30 3 30 3
Итого 72 45 72 45

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Половикова Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Вараксин Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
Объектно-ориентированный анализ и проектирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018г. №9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков, которые позволят всесторонне и системно видеть этапы и процесс разработки программных продуктов. Базовыми этапами процесса создания программных систем являются анализ и моделирование (проектирование), поэтому вопросам построения проектов посвящен один из основных блоков данного курса.
Главная задача курса сформировать целостное представление о методах и подходах объектно-ориентированного анализа и проектирования программно-аппаратных комплексов, помочь овладеть практическим опытом программирования на языке С++ и проектирования программных продуктов с применением унифицированного языка моделирования UML (Unified Modeling Language) в среде Rational Rose.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: Способность разрабатывать и применять математические методы, системное и прикладное программное обеспечение, автоматизированные системы вычислительных комплексов, сервисы, операционные системы и распределенные базы данных для решения задач производственно-технологической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о различных парадигмах программирования и современном уровне развития языков и технологий программирования;
о сложности программных систем и методах ее преодоления;
синтаксис и базовые конструкции языков C и С++, основные возможности и приемы программирования на этих языках;
принципы структурного и объектно-ориентированного программирования;
способы использования библиотеки шаблонов STL;
терминологию (понятийный аппарат) объектно-ориентированного анализа, проектирования, программирования и тестирования программных систем;
этапы и стадии разработки программных продуктов;
базовые принципы объектно-ориентированного моделирования систем и принципы проектирования сложных систем;
технологию разработки проекта программной системы на базе унифицированного языка UML;
синтаксис и семантику языка UML.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать алгоритмы решения типичных задач и реализовывать их на языке C/С++;
вести разработку в терминах объектно-ориентированной парадигмы программирования с использованием языка С++;
использовать различные виды наследования классов, в том числе, виртуального и множественного наследования;
использовать стандартные классы библиотеки STL в качестве базовых для разработки прикладных систем
выполнять объектно-ориентированный анализ различных предметных областей;
применять полученные теоретические знания и практические навыки проектирования программных продуктов в среде Rational Rose;
проверять (анализировать) построенный проект на возможные ошибки (логические).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными интегрированными средами разработки;
методами объектно-ориентированного программирования с использованием языка С++;
современным инструментарием проектирования программных продуктов;
методами объектно-ориентированного анализа при проектировании программных продуктов для различных предметных областей;
технологией анализа проектов программных продуктов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Унифицированный язык моделирования
1.1. Введение. Этапы и принципы разработки сложных систем. Объектно-ориентированный анализ. Язык UML. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Введение. Этапы и принципы разработки сложных систем. Объектно-ориентированный анализ. Язык UML. Лабораторные 4 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Введение. Этапы и принципы разработки сложных систем. Объектно-ориентированный анализ. Язык UML. Сам. работа 4 0 Л2.1, Л1.1
1.4. Инфологическое проектирование. Диаграмма прецедентов. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Инфологическое проектирование. Диаграмма прецедентов. Лабораторные 4 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Инфологическое проектирование. Диаграмма прецедентов. Сам. работа 4 1 Л2.1, Л1.1
1.7. Диаграмма последовательностей. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.1
1.8. Диаграмма последовательностей. Лабораторные 4 2 Л2.1, Л1.1
1.9. Диаграмма последовательностей. Сам. работа 4 0 Л2.1, Л1.1
1.10. Логическое проектирование. Диаграмма классов. Лабораторные 4 11 Л2.1, Л1.1
1.11. Логическое проектирование. Диаграмма классов. Сам. работа 4 0 Л2.1, Л1.1
1.12. Диаграмма кооперации. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.13. Диаграмма кооперации. Лабораторные 4 2 Л2.1, Л1.1
1.14. Логическое проектирование. Диаграмма классов. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.1
1.15. Диаграмма кооперации. Сам. работа 4 0 Л2.1, Л1.1
1.16. Физическое проектирование. Диаграмма реализации. Проверка модели. Кодогенерация. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.17. Физическое проектирование. Диаграмма реализации. Проверка модели. Кодогенерация. Лабораторные 4 3 Л2.1, Л1.1
1.18. Физическое проектирование. Диаграмма реализации. Проверка модели. Кодогенерация. Сам. работа 4 1 Л2.1, Л1.1
1.19. Диаграмма состояний. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.20. Диаграмма состояний. Лабораторные 4 2 Л2.1, Л1.1
1.21. Диаграмма состояний. Сам. работа 4 1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Слабнов В. Д. Программирование на С++: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Познание, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364222
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Подбельский В.В., Фомин С.С. Курс программирования на языке Си: Учебники Издательство "ДМК Пресс", 2012 https://e.lanbook.com/book/4148
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Поисковые системы - yandex.ru, google.com
Э2 Свободная энциклопедия Википедия – http://ru.wikipedia.org
Э3 Форум разработчиков программного обеспечения - Stackoverflow.com
Э4 Интернет-университет информационных технологий. – http://www.intuit.ru
Э5 Объектно-ориентированный анализ и проектирование язык С# https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2400
6.3. Перечень программного обеспечения
Visual Studio
Rational Rose
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания

Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения .
- При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно.

Для успешного изучения данного курса необходимыми и достаточными условиями являются:

+ Посещение всех лекций.

+ Посещение всех лабораторных работ и практических занятий.

+ Сдача коллоквиумов и индивидуальных заданий.

+ Успешное выполнение тестов (по завершению семестра).