Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.04.03. Искусство костюма и текстиля |
Профиль | Мода и бизнес |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | v54_04_03_МиБ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 21,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 2 | 16 | 2 | |
Практические | 22 | 20 | 20 | 42 | 20 | |
Сам. работа | 78 | 17 | 122 | 95 | 122 | |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 0 | 72 | 171 | 180 | 171 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цель дисциплины освоение традиционных и современных стилистических и графических приемов в создании изображения костюма и аксессуаров. Задачи дисциплины: освоение графического языка и логики построения художественно-графической композиции; освоение средств графики, приобретение навыков использования различных графических инструментов и материалов; изучение и применение принципов стилизации в графике, различных стилистических и графических художественных приемов; выражение в эскизах творческих замыслов лаконичными выразительными графическими средствами, проявление авторской индивидуальности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-4 | использует на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом |
ОПК-2 | способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ПК-4 | способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы проведения исследовательских и проектных работ в области искусства костюма и текстиля; область и приоритетные методы решения задач в сфере своей профессиональной деятельности; традиционные и современные художественные приемы в области создания графического изображения костюма и аксессуаров; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | планировать исследовательские и проектные работы в области художественного проектирования костюма и аксессуаров; принимать организационно-управленческие решения; осуществлять самостоятельный выбор приоритетных графических средств и стилистических приемов для достижения оптимальных результатов; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками выполнения проектных работ и управления группой исследователей или проектировщиков; навыками решения различных профессиональных задач связанных с проектированием костюма и аксессуаров; художественно-графическим языком и культурой создания костюмографического изображения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Искусство графики | ||||||
1.1. | История развития искусства графики. Классификация видов графики. Виды графических изображений и их функции. | Лекции | 2 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Средства графики (точка, линия, штрих, пятно). Понятие листа. Формат и размер листа. Тон и фактура листа. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Инструменты и материалы, применяемые в графике. Основные технические приемы работы. Комбинаторика материалов в графике. | Практические | 2 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Костюмографика | ||||||
2.1. | Костюмографика, как жанр изобразительного искусства. Комплекс требований, предъявляемых к костюмографическому произведению. Особенности костюмографического языка. Единицы костюмографического языка. Категории культуры костюмографики. Коммуникативные качества костюмографического языка. Визуальная костюмная коммуникация. Структура костюмографического текста. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Приемы изображения костюма в историческом аспекте. Зарождение и развитие жанра. Первые журналы мод. Формирование культуры костюмографического изображения. Развитие модной индустрии. Развитие иллюстрирования моды. | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Копирование. | Практические | 2 | 4 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Иконообразование. Использование единиц костюмографического языка в эскизах. | Практические | 2 | 4 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Стиль и стилизация в графике | ||||||
3.1. | Понятие стиль, стилизации, авторская манера. Классификация и характеристика стилей. Стилизация как процесс работы. Виды стилизации. Стилизация как метод художественной организации знаковых и живописно-графических искусственных систем. Композиционный анализ художественных произведений. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Анализ стилистических и графических приемов в произведениях известных мастеров живописи и графики. Анализ технических приемов использования инструментов и материалов. Характеристика авторской манеры исполнения. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Стилизация как основа декоративности. Основные принципы стилизации предметов, растений, животных и человека. Приемы стилизации. Преобразование отдельных элементов, формы, цвета, структуры поверхности. | Практические | 2 | 6 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
3.4. | Знакообразование в графике. Структура знака. Классификация начертательных знаков. Семиотка как наука о знаках и знаковых системах. Различие символичности и иконичности в изображениях. Знаки-символы в истории. Иконический знак. Знак-индекс. Пиктограммы. Знак символ. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
3.5. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. | Сам. работа | 2 | 34 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
3.6. | Зачет | 2 | 0 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 4. Художественный образ в графике костюма и аксессуаров | ||||||
4.1. | Понятие, сущность и категории художественного образа. Выразительность: понятие, критерии выразительности. Стилистические приемы художественной выразительности в костюмографическом эскизе и фэшн-иллюстрации. Использование художественных тропов, как коммуникативной системы в рекламно-графической продукции костюма, текстиля и аксессуаров. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Стилистические приёмы художественной выразительности: декорирование, трансформация, деформация, типизация, схематизация, геометризация, агглютинация, и др. | Практические | 2 | 4 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Художественные тропы: метафора, метонимия, гипербола, литота, сравнение, аллегория, олицетворение, ирония, гротеск и пр. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
4.4. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Стилистические и графические приемы в создании рекламно-графической продукции костюма и аксессуаров | ||||||
5.1. | Графический дизайн, ключевые понятия. Визуальная коммуникация в графическом дизайне. Рекламный графический дизайн продукции индустрии моды. Основные этапы производства рекламного продукта. Дизайн текстовых форм. Задачи иллюстрирования в рекламе. Функции цвета в рекламе. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1 |
5.2. | Основные виды рекламно-графической продукции. Особенности создания различных видов рекламно-графической композиции: от авторского эскиза и портфолио, до буклета и журнальной обложки. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1 |
5.3. | Особенности творческого подхода к созданию рекламы костюма и аксессуаров. Художественный образ в графическом дизайне продукции индустрии моды. Типология смиыслообразования в графическом дизайне. Креативная концепция: визуальное и вербальное воплощение. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
5.4. | Образные визуальные ряды как основа серийности в работе. Варьирование масштабом, количеством, пространственным положением и кадрированием модели в листе. Режиссерский ряд. Дублирование образа. Работа с фоном. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1 |
5.5. | Разработка режиссерских визуальных рядов с кадрированием модели в листе и изменением характера организации фона. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1 |
5.6. | Разработка элементов фирменного стиля | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1 |
5.7. | Формальное представление рекламного буклета. Композиционные принципы создания буклета. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л1.1 |
5.8. | Афиша. "Читаемость" афиши. Плакат. Имитационная условность графики в плакате и афиши. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л1.1 |
5.9. | Композиция журнальной обложки и журнального разворота. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л1.1 |
5.10. | Разработка и оформление портфолио. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.3, Л2.6, Л1.1 |
5.11. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-4 | Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и итоговой аттестации. см. Приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Турлюн, Любовь Николаевна | История и теория графического дизайна: программа: программа | Барнаул : Изд-во АлтГУ,, 2011 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Муртазина, С.А. | История графического дизайна и рекламы : учебное пособие | Казань : Издательство КНИТУ //ЭБС «Университетская библиотека online» , 2013 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Бесчастнов, Н. П | Цветная графика: | ВЛАДОС, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.4 | Шокорова Л. В. | Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : учеб. пособие : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 118 с.//ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.5 | Овчинникова, Р.Ю. | Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учебное пособие | М. : Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шокорова Л. В. | Общие закономерности композиции в дизайн-образовании : учеб. пособие : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. - 94 с. //ЭБС АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю., Ляхова Н. Б., Попов С. А. | Композиция костюма: Учеб. пособие | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л2.3 | Алексеев А. Г. | Проектирование : предметный дизайн: Учебное пособие | Кемеровский государственный институт культуры, 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487646 |
Л2.4 | Веселова Ю.В., Семёнов О.Г. | Графический дизайн рекламы. Плакат: учебное пособие | Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. | Введение в историю искусств: учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.6 | Лукина И. К. , Кузьменко Е. Л. | Рисунок и живопись: учебное пособие | Воронежская государственная лесотехническая академия, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142465 |
Л2.7 | Е.В. Жердев, О.Б. Чепурова, С.Г. Шлеюк, Т.А. Мазурина | Формальная композиция : Творческий практикум по основам дизайна: учебное пособие | ООО ИПК «Университет», 2014 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Нехвядович Л.И. | Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" | Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | журналы издательства ?Легпромбизнес | www.lpb.ru | ||
Э2 | журналы издательства ?Текстиль-пресс | www.textile-press.ru | ||
Э3 | Информация о швейном оборудовании, технологии | www.osinka.ru | ||
Э4 | Швейная промышленность. | www.legprominfo.ru | ||
Э5 | MOODLE по дисциплине "Стилистические и графические приемы в изображении костюма и аксессуаров" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |