МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стилистические и графические приемы в изображении костюма и аксессуаров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планv54_04_03_МиБ-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 58
самостоятельная работа 95
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 2 16 2
Практические 22 20 20 42 20
Сам. работа 78 17 122 95 122
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 0 72 171 180 171

Программу составил(и):
доц., Бацына О.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Стилистические и графические приемы в изображении костюма и аксессуаров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины освоение традиционных и современных стилистических и графических приемов в создании изображения костюма и аксессуаров.
Задачи дисциплины:
освоение графического языка и логики построения художественно-графической композиции;
освоение средств графики, приобретение навыков использования различных графических инструментов и материалов;
изучение и применение принципов стилизации в графике, различных стилистических и графических художественных приемов;
выражение в эскизах творческих замыслов лаконичными выразительными графическими средствами, проявление авторской индивидуальности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 использует на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом
ОПК-2 способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ПК-4 способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы проведения исследовательских и проектных работ в области искусства костюма и текстиля;
область и приоритетные методы решения задач в сфере своей профессиональной деятельности;
традиционные и современные художественные приемы в области создания графического изображения костюма и аксессуаров;
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать исследовательские и проектные работы в области художественного проектирования костюма и аксессуаров;
принимать организационно-управленческие решения;
осуществлять самостоятельный выбор приоритетных графических средств и стилистических приемов для достижения оптимальных результатов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выполнения проектных работ и управления группой исследователей или проектировщиков;
навыками решения различных профессиональных задач связанных с проектированием костюма и аксессуаров;
художественно-графическим языком и культурой создания костюмографического изображения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Искусство графики
1.1. История развития искусства графики. Классификация видов графики. Виды графических изображений и их функции. Лекции 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
1.2. Средства графики (точка, линия, штрих, пятно). Понятие листа. Формат и размер листа. Тон и фактура листа. Сам. работа 2 6 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
1.3. Инструменты и материалы, применяемые в графике. Основные технические приемы работы. Комбинаторика материалов в графике. Практические 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
1.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников. Сам. работа 2 10 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Костюмографика
2.1. Костюмографика, как жанр изобразительного искусства. Комплекс требований, предъявляемых к костюмографическому произведению. Особенности костюмографического языка. Единицы костюмографического языка. Категории культуры костюмографики. Коммуникативные качества костюмографического языка. Визуальная костюмная коммуникация. Структура костюмографического текста. Сам. работа 2 8 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
2.2. Приемы изображения костюма в историческом аспекте. Зарождение и развитие жанра. Первые журналы мод. Формирование культуры костюмографического изображения. Развитие модной индустрии. Развитие иллюстрирования моды. Сам. работа 2 5 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
2.3. Копирование. Практические 2 4 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
2.4. Иконообразование. Использование единиц костюмографического языка в эскизах. Практические 2 4 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
2.5. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 2 6 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Стиль и стилизация в графике
3.1. Понятие стиль, стилизации, авторская манера. Классификация и характеристика стилей. Стилизация как процесс работы. Виды стилизации. Стилизация как метод художественной организации знаковых и живописно-графических искусственных систем. Композиционный анализ художественных произведений. Сам. работа 2 10 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
3.2. Анализ стилистических и графических приемов в произведениях известных мастеров живописи и графики. Анализ технических приемов использования инструментов и материалов. Характеристика авторской манеры исполнения. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
3.3. Стилизация как основа декоративности. Основные принципы стилизации предметов, растений, животных и человека. Приемы стилизации. Преобразование отдельных элементов, формы, цвета, структуры поверхности. Практические 2 6 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
3.4. Знакообразование в графике. Структура знака. Классификация начертательных знаков. Семиотка как наука о знаках и знаковых системах. Различие символичности и иконичности в изображениях. Знаки-символы в истории. Иконический знак. Знак-индекс. Пиктограммы. Знак символ. Сам. работа 2 6 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
3.5. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 2 34 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
3.6. Зачет 2 0 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Художественный образ в графике костюма и аксессуаров
4.1. Понятие, сущность и категории художественного образа. Выразительность: понятие, критерии выразительности. Стилистические приемы художественной выразительности в костюмографическом эскизе и фэшн-иллюстрации. Использование художественных тропов, как коммуникативной системы в рекламно-графической продукции костюма, текстиля и аксессуаров. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
4.2. Стилистические приёмы художественной выразительности: декорирование, трансформация, деформация, типизация, схематизация, геометризация, агглютинация, и др. Практические 2 4 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
4.3. Художественные тропы: метафора, метонимия, гипербола, литота, сравнение, аллегория, олицетворение, ирония, гротеск и пр. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
4.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Стилистические и графические приемы в создании рекламно-графической продукции костюма и аксессуаров
5.1. Графический дизайн, ключевые понятия. Визуальная коммуникация в графическом дизайне. Рекламный графический дизайн продукции индустрии моды. Основные этапы производства рекламного продукта. Дизайн текстовых форм. Задачи иллюстрирования в рекламе. Функции цвета в рекламе. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.2. Основные виды рекламно-графической продукции. Особенности создания различных видов рекламно-графической композиции: от авторского эскиза и портфолио, до буклета и журнальной обложки. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.3. Особенности творческого подхода к созданию рекламы костюма и аксессуаров. Художественный образ в графическом дизайне продукции индустрии моды. Типология смиыслообразования в графическом дизайне. Креативная концепция: визуальное и вербальное воплощение. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
5.4. Образные визуальные ряды как основа серийности в работе. Варьирование масштабом, количеством, пространственным положением и кадрированием модели в листе. Режиссерский ряд. Дублирование образа. Работа с фоном. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.5. Разработка режиссерских визуальных рядов с кадрированием модели в листе и изменением характера организации фона. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.6. Разработка элементов фирменного стиля Сам. работа 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.7. Формальное представление рекламного буклета. Композиционные принципы создания буклета. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.8. Афиша. "Читаемость" афиши. Плакат. Имитационная условность графики в плакате и афиши. Сам. работа 2 4 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.9. Композиция журнальной обложки и журнального разворота. Сам. работа 2 4 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.10. Разработка и оформление портфолио. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.11. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 2 5 ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и итоговой аттестации. см. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Турлюн, Любовь Николаевна История и теория графического дизайна: программа: программа Барнаул : Изд-во АлтГУ,, 2011 elibrary.asu.ru
Л1.2 Муртазина, С.А. История графического дизайна и рекламы : учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ //ЭБС «Университетская библиотека online» , 2013 biblioclub.ru
Л1.3 Бесчастнов, Н. П Цветная графика: ВЛАДОС, 2014 biblioclub.ru
Л1.4 Шокорова Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : учеб. пособие : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 118 с.//ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.5 Овчинникова, Р.Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учебное пособие М. : Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шокорова Л. В. Общие закономерности композиции в дизайн-образовании : учеб. пособие : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. - 94 с. //ЭБС АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю., Ляхова Н. Б., Попов С. А. Композиция костюма: Учеб. пособие Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 Алексеев А. Г. Проектирование : предметный дизайн: Учебное пособие Кемеровский государственный институт культуры, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487646
Л2.4 Веселова Ю.В., Семёнов О.Г. Графический дизайн рекламы. Плакат: учебное пособие Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012 biblioclub.ru
Л2.5 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусств: учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.6 Лукина И. К. , Кузьменко Е. Л. Рисунок и живопись: учебное пособие Воронежская государственная лесотехническая академия, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142465
Л2.7 Е.В. Жердев, О.Б. Чепурова, С.Г. Шлеюк, Т.А. Мазурина Формальная композиция : Творческий практикум по основам дизайна: учебное пособие ООО ИПК «Университет», 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 журналы издательства ?Легпромбизнес www.lpb.ru
Э2 журналы издательства ?Текстиль-пресс www.textile-press.ru
Э3 Информация о швейном оборудовании, технологии www.osinka.ru
Э4 Швейная промышленность. www.legprominfo.ru
Э5 MOODLE по дисциплине "Стилистические и графические приемы в изображении костюма и аксессуаров" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.