МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История костюма и развитие индустрии моды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_МиБ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Мелехова К.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История костюма и развитие индустрии моды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № №253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
Сформировать у студентов представление об особенностях формирования и развития моды в ХХ веке для профессионального становления в области разработки художественных проектов изделий с учетом стилистических, конструктивно-технологических, экономических параметров.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способность разрабатывать план сценария показа, демонстрации, выставки изделий на основе определенной концепции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-знать основные этапы развития костюма разных народов; о различных трактовках тех или иных проблем, связанных с теоретическим изучением костюма и иметь возможность составить о них собственное мнение.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать классификацию костюма по форме, функциям, образу;
Причины образования, исчезновения, трансформации и возрождения национального, традиционного, исторического костюма и современного костюма
Методы разработки сценария показа, демонстрации, выставки изделий на основе стилистической концепции костюмов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Теоретическим материалом по истории костюма и моды
Творческими методами разработки сценария показа, демонстрации, выставки изделий на основе стилистической концепции костюмов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Костюм как историко-культурный феномен.
1.1. История костюма как часть исторического знания. Предмет, цели и задачи курса.Источники изучения истории костюма, стиля, моды. Лекции 2 2 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Историография костюма, моды и стиля Практические 2 2 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Взаимосвязь костюма и эстетического идеала в различных культурах. Семиотический анализ. Сам. работа 2 8 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Костюм древних цивилизаций
2.1. Особенности костюма народов Древнего Египта и Месопотамии Практические 2 2 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Формирование стиля в костюме древних цивилизаций Практические 2 2 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Костюм Древнего Египта: формообразование, декор Сам. работа 2 5 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.4. Костюм народов Месопотамии Сам. работа 2 5 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.5. Проблема формирования стиля в костюме античности (Древняя Греция, Древний Рим) Лекции 2 2 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.6. Роль социокультурных факторов в формировании и развитии костюма в период античности (на примере Древней Греции и Древнего Рима) Практические 2 2 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.7. Особенности культуры и искусства Древней Греции, отражение их в искусстве костюма Сам. работа 2 5 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.8. Идея гражданственного патриотизма в искусстве древнеримского костюма Сам. работа 2 5 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Особенности стиля в костюме Востока
3.1. Эстетика восточного костюма (Индия, Китай, Япония) Практические 2 2 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Особенности индийского костюма Сам. работа 2 6 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Рольпространства в формообразовании и декорировании китайского и японского костюма Сам. работа 2 6 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Европейский костюм
4.1. От традиционного костюма к модному. Эволюция стиля. Лекции 2 2 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.2. Костюм в эпоху средневековья. Актуальные проблемы формирования модных тенденций Практические 2 2 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.3. Мода XIX - XX вв. Пути развития, проблемы традиций и ииноваций в костюме Практические 2 2 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.4. Европейский костюм в эпоху Возрождения Сам. работа 2 5 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.5. Особенности стиля в костюме стиля барокко Сам. работа 2 5 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.6. Возникновение моды Сам. работа 2 5 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.7. Кутюрье, изменившие мир Сам. работа 2 6 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Новые тенденции в моде. Особенности костюма эпохи романтизма
Стиль модерн и его концепция в костюме
Русский светский и городской костюм XIX – начала ХХ в.
Русский костюм начала ХХ в. Русский стиль
Мода и стиль первой половины ХХ в.
«Русская тема» в западноевропейской моде 1920 – 1930-х гг.
Мода и стилевая направленность костюма второй половины ХХ в.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Генезис костюма.
Информативность костюма как историко-культурного источника.
Социальные функции костюма в обществе.
Костюм как источник по истории культуры.
Методы изучения костюма.
Основные периоды развития европейской моды в XIX в.
История моды: становление, развитие, перспективы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Старикова Ю. А. Индустрия моды: Учебное пособие Москва: А-Приор. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Хамматова В. В. , Салахова А. Ф. , Вильданова А. И. Дизайнеры России, США, Японии и Германии ХХ века: учебное пособие Издательство КНИТУ, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность: Западная Европа: от Античности до ХХ века: Учебное пособие М.: Согласие // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.2 Д. Ю. Ермилова. — ИСТОРИЯ ДОМОВ МОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Васильев А. А. История моды. Кристиан Диор: Иллюстрированные издания / Историко-документальная литература Этерна, 2012. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277693 (
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева Е.Н. История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine. www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. www.akunb.altlib.ru
Э3 Шанель, Коко ru.wikipedia.org
Э4 Диор, Кристиан ru.wikipedia.org
Э5 Курс в moodk "История костюма и развитие индустрии моды" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
-ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.