МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_МиБ-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 8 2 26 20
Практические 14 14 32 32 46 46
Сам. работа 76 76 41 41 117 117
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 102 216 210

Программу составил(и):
к. ф. н., доцент, Давыденко М. В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Систематическое изложение основных исследовательских методов и подходов, выработанных искусствознанием на протяжении его развития как научной дисциплины и имеющихся в арсенале этой науки на сегодняшний день.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
ОК-6 способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
ПК-5 способность понимать современные проблемы в области технологии и художественного проектирования изделий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- важнейшие концепты методологии искусствознания в историческом контексте;
- современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в учебном процессе и педагогической деятельности, пропаганде художественного наследия;
- место истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания;
- сущность взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке;
3.2.Уметь:
3.2.1.- применить знание методологии искусствознания в своей научно-исследовательской работе;
- использовать полученные знания при осуществлении экспертных и аналитических работ;
- анализировать и объяснять с методологических позиций историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства;
- самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширяющие и углубляющие научное мировоззрение;
- применять современные методы и методики как в самостоятельных научно-исследовательских работах, так и в соответствии с профилем ООП магистратуры;
- готовить аналитическую информацию (с учётом историко-культурного, искусствоведческого, художественного и цивилизационного контекста) для взаимодействия с структурами государственной власти;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками анализа и атрибуции памятников искусства в соответствии с разными методологическими подходами;
- методами критического анализа собственной научной и прикладной деятельности;
- методами анализа, синтеза и критического осмысления информации на основе комплексных научных методов;
- навыками анализа и обобщения результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;
- навыками подготовки и проведения научных семинаров, конференций, подготовки и редактирования научных публикаций;
- методами экспертно-аналитической работы при разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, так же связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением, изучением и пропагандой художественного наследия в деятельности различных социальных институтов и масс-медиа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История науки как история её методов (пути сложения современного искусствознания
1.1. Первоначальный период (Античность и Средние века) Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
1.2. Эпоха Возрождения и Вазари Сам. работа 1 34 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Барокко и классицизм в истории искусствознания. Начало истории искусства как науки (эпоха Винкельмана Практические 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Особенности анализа событий художественно-эстетического содержания и направленности Лекции 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Искусствознание в пределах всеобщей истории Сам. работа 1 20 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII-XIX вв.
2.1. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII-XVIII вв. Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Проработка лекций Сам. работа 1 22 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Искусствоведческая мысль в русской культуре XIX в Практические 1 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Специфика психолого-педагогических и социологических исследований в области искусства и художественного образования Лекции 1 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.5. Зачет 1 0 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Анализ формы (морфология искусства)
3.1. Формально-стилистический метод. Структурный анализ в искусствознании Лекции 2 0 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Иконология Э. Панофского, Э. Гомбриха, иконология в понимании Г. Зедльмайра и В. Хофманна (иконологический метод применительно к постклассическому искусству 19-20 вв.) Практические 2 8 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.1
3.3. Альтернативные теории художественной формы и формально-стилистические методики Сам. работа 2 14 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Венская школа искусствознания. Традиции английского и французского формализма Практические 2 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.5. Иконология. Герменевтика искусства как современная форма содержательного подхода (опыт преодоления неоплатонических тенденций иконологии) Лекции 2 0 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.6. Отечественная семиотическая традиция. «Тартусская школа» и искусствознание. Ю. Лотман. Б. Успенский Сам. работа 2 16 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.7. Семиотика в искусствознании Практические 2 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.8. Психологические, социологические, религиозные подходы к искусству. Проблемы анализа и интерпретации Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.9. Отечественная семиотическая традиция. «Тартусская школа» и искусствознание. Ю.Лотман. Б.Успенский Практические 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.10. Подходы художественной критики в изучении произведений искусства. Литературные формы (жанр эссеизма) Сам. работа 2 11 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.11. Экзамен 2 27 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г. История и методология исследования культурного и природного наследия: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сборник научных трудов Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну: сборник научных трудов Кемерово : КемГИК, ЭБС Лань, 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Г.И. Рузавин Методология научного познания : учебник М.: Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115020
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л. И. Нехвядович Актуальные проблемы методологии истории искусства: рабочая программа дисциплины Изд-во АлтГУ,, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методология истории искусства iskunstvo.info
Э2 Программа курса "Методология искусства " в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий, зачет в форме тестирования и экзамен. Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах.
Выполнение практических и письменных заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций. Выполнение практических заданий является условием допуска к зачету и экзамену.
Экзамен должен начинаться в указанное в расписании время и проводиться в отведенной для этого аудитории. Преподаватель принимает экзамен только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.
Экзамен проводится в форме ответа на один вопрос в билете, а также защиты портфолио учебных работ, выполненных в процессе освоения дисциплины. При подготовке ответа на вопрос в билете студент имеет право пользоваться рабочей программой дисциплины. Максимальное время на подготовку ответа — 30 минут. Критерии оценки ответа студента на экзамене, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов до начала экзаменационных испытаний. Результат объявляется студенту непосредственно после завершения ответов студента. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит экзаменационные испытания повторно.