МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-4-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 83
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 30 30 20 20 50 50
Сам. работа 32 32 51 51 83 83
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Срок действия программы: 2012-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
Овладение теоретико-методологической основой исследования и оценки социальной реальности в контексте проблем, составляющих содержание социальной работы как академической дисциплины и научной теории, для эффективного решения задач практики социальной работы.
Задачи:
- овладение базовыми знаниями по методологии социальной работы для ее дальнейшего изучения как научной теории, социальной деятельности и академической дисциплины;
- формирование знаний о междисциплинарных основах социальной работы;
- овладение базовыми знаниями об основных теориях и моделях социальной работы;
- формирование знаний о методах и технологиях социальной работы;
- понимание важности решения социальных проблем на микро- и макроуровнях в сфере социальной работы;
- овладение навыками применения на практике результатов научных исследований и теоретических знаний в сфере социальной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью к постановке и обоснованию цели в процессе реализации профессиональной деятельности и выбору путей ее достижения
ОПК-7 способностью обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.междисциплинарные основы социальной работы;
основные положения методологии теории социальной работы;
профессионально-этические основы социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать технологии социальной работы, соответствующие проблеме и ситуации клиента, на основе анализа возможностей и ограничений технологий социальной работы;
анализировать профессионально-этические основы социальной работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выбора технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты;
применения на практике профессионально-этических основ социальной работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Природа социальной работы
1.1. Основные тенденции развития социальной работы как профессии, академической дисциплины, науки Лекции 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Социальная работа как общественное явление Практические 3 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Феномен социальной работы Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Основные этапы развития теории социальной работы Лекции 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Особенности развития теории социальной работы в XX в. Практические 3 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Основные тенденции становления социальной работы как науки Сам. работа 3 8 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Социальная работа как научная теория
2.1. Объект и предмет социальной работы Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.2. Объект и предмет социальной работы Практические 3 4 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.3. Объект и предмет социальной работы Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.4. Категории теории социальной работы. Принципы и закономерности социальной работы. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.5. Категории теории социальной работы Практические 3 4 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.6. Категории теории социальной работы Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.7. Принципы и закономерности теории социальной работы Практические 3 4 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.8. Принципы и закономерности теории социальной работы Сам. работа 3 8 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.9. Методы теории социальной работы Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.10. Методы теории социальной работы Практические 3 8 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.11. Парадигмы и содержание теории социальной работы Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.12. Парадигмы и содержание теории социальной работы Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.13. Парадигмы и содержание теории социальной работы Сам. работа 4 7 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.14. Функции теории социальной работы. Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.15. Функции теории социальной работы. Теория социальной работы в структуре социальных наук Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.16. Методы теории социальной работы Сам. работа 4 6 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.17. Теория социальной работы в структуре социальных наук Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теоретические основы практики социальной работы
3.1. Социальная работа как специфический вид деятельности Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.2. Социальная работа как социальная деятельность Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.3. Социальная работа как социальная деятельность Сам. работа 4 4 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.4. Объекты и субъекты практики социальной работы Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.5. Объекты практики социальной работы Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.6. Объекты практики социальной работы Сам. работа 4 4 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.7. Субъекты практики социальной работы Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.8. Субъекты практики социальной работы Сам. работа 4 4 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.9. Теории и модели практики социальной работы Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.10. Теории и модели практики социальной работы Практические 4 8 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.11. Теории и модели практики социальной работы Сам. работа 4 16 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.12. Принципы и закономерности практики социальной работы. Содержание практики социальной работы Практические 4 1 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.13. Принципы и закономерности практики социальной работы. Содержание практики социальной работы Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Перспективы социальной работы
4.1. Социальная работа в современном мире Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
4.2. Социальная работа в современном мире Практические 4 1 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
4.3. Социальная работа в современном мире Сам. работа 4 4 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, как объект социальной работы.
2. Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, как объект социальной работы.
3. Дети-сироты как объект социально работы.
4. Многодетные семьи как объект социальной работы.
5. Молодые семьи как объект социальной работы.
6. Профилактика правонарушений несовершеннолетних как направление социальной работы.
7. Люди с инвалидностью как объект социальной работы.
8. Люди без определенного места жительства как объект социальной работы.
9. Теоретико-методологические основы социальной защиты пожилых людей.
10. Теоретико-методологические основы социальной защиты людей с ограниченными возможностями.
11. Теоретико-методологические основы социальной работы в пенитенциарной системе.
12. Теоретико-методологические основы социальной работы в системе образования.
13. Теоретико-методологические основы социальной работы с осужденными.
14. Социальная реабилитация как направление социальной работы.
15. Несовершеннолетние родители как объект социальной работы.
16. ВИЧ-инфицированные как объект социальной работы.
17. Волонтерство как социально значимая деятельность
18. Непрофессиональная социальная работа в России
19. Профессионализация социальной работы в России.
20. Ответственное родительство в контексте социальной работы.
21. Технологии социальной работы с различными группами населения (на примере конкретного объекта социальной работы).
22. Уровни организации социальной работы на современном этапе развития.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.И. - отв. ред., Кононова Л.И. - отв. ред., Вдовина М.В. - отв. ред. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фирсов М. В. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф МО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э2 www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э3 www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э4 www.public.ru (Публичная Интернет библиотека).
Э5 http://правительство.рф/gov/results(Банк документов по вопросам социального развития, здравоохранения, пенсионного обеспечения, трудовых отношений Министерство труда и социальной защиты)
Э6 http://www.gosuslugi.ru/ (Государственные услуги: справочно-информационный портал)
Э7 http://www.altairegion22.ru/rus/official_docs/ (Нормативно-правовые документы Алтайского края)
Э8 http://www.rost.ru/ (Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике)
Э9 http://www.fss.ru/ (Фонд социального страхования Российской Федерации)
Э10 http://www.gks.ru/ (Федеральная служба государственной статистики)
Э11 http://www.fond-detyam.ru/ (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации)
Э12 http://www.aksp.ru (Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне)
Э13 http://www.socialwork.ru/ (Факультет социологии и социальной работы Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского)
Э14 http://www.nir.ru/socio/ (Неофициальная страница СФ МГУ)
Э15 http://www.koob.ru/ (Куб — электронная библиотека)
Э16 http://www.ecsocman.edu.ru/jssa/ (Журнал социологии и социальной антропологии)
Э17 http://www.ecsocman.edu.ru/socis/ (СОЦИС)
Э18 http://socioline.ru/ (Социология по-новому)
Э19 http://www.gorod.org.ru/cntnt/club/nbiblioteka.html (Социологический клуб Город)
Э20 http://www.ecsocman.edu.ru/ (Альманах соц. исследований)
Э21 http://www.socpolitika.ru/ (Исследования социальной политики)
Э22 http://socpolicy.ru/ (Центр социальной политики и гендерных исследований)
Э23 Курс в Moodle «Теория социальной работы» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Справочно-поисковая система «Консультант плюс», 2010 (или «Гарант»).
Пакет Microsoft Office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.).
Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала.
3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия.
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии).
На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте рассмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса.