МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория социальной работы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02-СР-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 141
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 2
курсовая работа: 3

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 6 6 10 10
Практические 8 8 8 8 16 16
Сам. работа 56 56 85 85 141 141
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Срок действия программы: 2014-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.с.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.с.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
Овладение теоретико-методологической основой исследования и оценки социальной реальности в контексте проблем, составляющих содержание социальной работы как академической дисциплины и научной теории, для эффективного решения задач практики социальной работы.
Задачи:
- овладение базовыми знаниями по методологии социальной работы для ее дальнейшего изучения как научной теории, социальной деятельности и академической дисциплины;
- формирование знаний о междисциплинарных основах социальной работы;
- овладение базовыми знаниями об основных теориях и моделях социальной работы;
- формирование знаний о методах и технологиях социальной работы;
- понимание важности решения социальных проблем на микро- и макроуровнях в сфере социальной работы;
- овладение навыками применения на практике результатов научных исследований и теоретических знаний в сфере социальной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия курса;
основные теории и модели социальной работы;
междисциплинарные основы социальной работы;
основные положения методологии теории социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать проблему и ситуацию клиента с точки зрения различных теорий и моделей социальной работы;
выбирать технологии социальной работы, соответствующие проблеме и ситуации клиента, на основе анализа возможностей и ограничений технологий социальной работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа возможностей и ограничений технологий социальной работы в контексте основных теорий и моделей социальной работы;
выбора технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Природа социальной работы
1.1. Основные тенденции развития социальной работы как профессии, академической дисциплины, науки Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Социальная работа как общественное явление Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Феномен социальной работы Сам. работа 2 18 Л1.1, Л2.1
1.4. Основные этапы развития теории социальной работы Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Особенности развития теории социальной работы в XX в. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Основные тенденции становления социальной работы как науки Сам. работа 2 20 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Социальная работа как научная теория
2.1. Объект и предмет социальной работы Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Объект и предмет социальной работы Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Объект и предмет социальной работы Сам. работа 2 18 Л1.1, Л2.1
2.4. Категории теории социальной работы. Принципы и закономерности социальной работы. Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
2.5. Категории теории социальной работы Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
2.6. Категории теории социальной работы Сам. работа 3 16 Л1.1, Л2.1
2.7. Принципы и закономерности теории социальной работы Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.8. Принципы и закономерности теории социальной работы Сам. работа 3 16 Л1.1, Л2.1
2.9. Методы теории социальной работы Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
2.10. Методы теории социальной работы Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
2.11. Методы теории социальной работы Сам. работа 3 16 Л1.1, Л2.1
2.12. Парадигмы и содержание теории социальной работы Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
2.13. Парадигмы и содержание теории социальной работы Практические 3 3 Л1.1, Л2.1
2.14. Парадигмы и содержание теории социальной работы Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
2.15. Функции теории социальной работы. Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
2.16. Функции теории социальной работы. Теория социальной работы в структуре социальных наук Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
2.17. Теория социальной работы в структуре социальных наук Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теоретические основы практики социальной работы
3.1. Социальная работа как специфический вид деятельности Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
3.2. Социальная работа как социальная деятельность Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Объекты практики социальной работы Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
3.4. Субъекты практики социальной работы Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
3.5. Теории и модели практики социальной работы Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
3.6. Теории и модели практики социальной работы Сам. работа 3 13 Л1.1, Л2.1
3.7. Принципы и закономерности практики социальной работы. Содержание практики социальной работы Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Перспективы социальной работы
4.1. Социальная работа в современном мире Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, как объект социальной работы.
2. Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, как объект социальной работы.
3. Дети-сироты как объект социально работы.
4. Многодетные семьи как объект социальной работы.
5. Молодые семьи как объект социальной работы.
6. Профилактика правонарушений несовершеннолетних как направление социальной работы.
7. Люди с инвалидностью как объект социальной работы.
8. Люди без определенного места жительства как объект социальной работы.
9. Теоретико-методологические основы социальной защиты пожилых людей.
10. Теоретико-методологические основы социальной защиты людей с ограниченными возможностями.
11. Теоретико-методологические основы социальной работы в пенитенциарной системе.
12. Теоретико-методологические основы социальной работы в системе образования.
13. Теоретико-методологические основы социальной работы с осужденными.
14. Социальная реабилитация как направление социальной работы.
15. Несовершеннолетние родители как объект социальной работы.
16. ВИЧ-инфицированные как объект социальной работы.
17. Волонтерство как социально значимая деятельность
18. Непрофессиональная социальная работа в России
19. Профессионализация социальной работы в России.
20. Ответственное родительство в контексте социальной работы.
21. Технологии социальной работы с различными группами населения (на примере конкретного объекта социальной работы).
22. Уровни организации социальной работы на современном этапе развития.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.И. - отв. ред., Кононова Л.И. - отв. ред., Вдовина М.В. - отв. ред. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/4648D59D-47A4-4332-A430-2790D3D7DE17
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фирсов М. В. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф МО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/A5BC8BD3-864F-4A9B-ADC4-89E0F1DDD470
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Теория социальной работы» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2179
Э2 http://socpolicy.ru/ (Центр социальной политики и гендерных исследований)
Э3 http://www.socpolitika.ru/ (Исследования социальной политики)
Э4 http://www.ecsocman.edu.ru/ (Альманах соц. исследований)
Э5 http://www.gorod.org.ru/cntnt/club/nbiblioteka.html (Социологический клуб Город)
Э6 http://socioline.ru/ (Социология по-новому)
Э7 http://www.ecsocman.edu.ru/socis/ (СОЦИС)
Э8 http://www.ecsocman.edu.ru/jssa/ (Журнал социологии и социальной антропологии)
Э9 http://www.koob.ru/ (Куб — электронная библиотека)
Э10 http://www.nir.ru/socio/ (Неофициальная страница СФ МГУ)
Э11 http://www.socialwork.ru/ (Факультет социологии и социальной работы Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского)
Э12 http://www.aksp.ru (Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне)
Э13 http://www.fond-detyam.ru/ (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации)
Э14 http://www.gks.ru/ (Федеральная служба государственной статистики)
Э15 http://www.fss.ru/ (Фонд социального страхования Российской Федерации)
Э16 http://www.rost.ru/ (Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике)
Э17 http://www.altairegion22.ru/rus/official_docs/ (Нормативно-правовые документы Алтайского края)
Э18 http://www.gosuslugi.ru/ (Государственные услуги: справочно-информационный портал)
Э19 http://правительство.рф/gov/results(Банк документов по вопросам социального развития, здравоохранения, пенсионного обеспечения, трудовых отношений Министерство труда и социальной защиты)
Э20 www.public.ru (Публичная Интернет библиотека).
Э21 www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э22 www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э23 www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
6.3. Перечень программного обеспечения
Справочно-поисковая система «Консультант плюс», 2010 (или «Гарант»).
Пакет Microsoft Office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.).
Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала.
3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия.
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии).
На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте рассмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса.