Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Профиль | Социальная работа в сфере социальной защиты населения |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_02-СР-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | 3 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 6 | 6 | 10 | 10 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 | 16 | 16 |
Сам. работа | 56 | 56 | 85 | 85 | 141 | 141 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 9 | 9 | 13 | 13 |
Итого | 72 | 72 | 108 | 108 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.с.н., доцент
1.1. | Цель дисциплины: Овладение теоретико-методологической основой исследования и оценки социальной реальности в контексте проблем, составляющих содержание социальной работы как академической дисциплины и научной теории, для эффективного решения задач практики социальной работы. Задачи: - овладение базовыми знаниями по методологии социальной работы для ее дальнейшего изучения как научной теории, социальной деятельности и академической дисциплины; - формирование знаний о междисциплинарных основах социальной работы; - овладение базовыми знаниями об основных теориях и моделях социальной работы; - формирование знаний о методах и технологиях социальной работы; - понимание важности решения социальных проблем на микро- и макроуровнях в сфере социальной работы; - овладение навыками применения на практике результатов научных исследований и теоретических знаний в сфере социальной работы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-2 | Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия курса; основные теории и модели социальной работы; междисциплинарные основы социальной работы; основные положения методологии теории социальной работы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать проблему и ситуацию клиента с точки зрения различных теорий и моделей социальной работы; выбирать технологии социальной работы, соответствующие проблеме и ситуации клиента, на основе анализа возможностей и ограничений технологий социальной работы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | анализа возможностей и ограничений технологий социальной работы в контексте основных теорий и моделей социальной работы; выбора технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Природа социальной работы | ||||||
1.1. | Основные тенденции развития социальной работы как профессии, академической дисциплины, науки | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Социальная работа как общественное явление | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Феномен социальной работы | Сам. работа | 2 | 18 | Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Основные этапы развития теории социальной работы | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Особенности развития теории социальной работы в XX в. | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Основные тенденции становления социальной работы как науки | Сам. работа | 2 | 20 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Социальная работа как научная теория | ||||||
2.1. | Объект и предмет социальной работы | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Объект и предмет социальной работы | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Объект и предмет социальной работы | Сам. работа | 2 | 18 | Л1.1, Л2.1 | |
2.4. | Категории теории социальной работы. Принципы и закономерности социальной работы. | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
2.5. | Категории теории социальной работы | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
2.6. | Категории теории социальной работы | Сам. работа | 3 | 16 | Л1.1, Л2.1 | |
2.7. | Принципы и закономерности теории социальной работы | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.8. | Принципы и закономерности теории социальной работы | Сам. работа | 3 | 16 | Л1.1, Л2.1 | |
2.9. | Методы теории социальной работы | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
2.10. | Методы теории социальной работы | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
2.11. | Методы теории социальной работы | Сам. работа | 3 | 16 | Л1.1, Л2.1 | |
2.12. | Парадигмы и содержание теории социальной работы | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.13. | Парадигмы и содержание теории социальной работы | Практические | 3 | 3 | Л1.1, Л2.1 | |
2.14. | Парадигмы и содержание теории социальной работы | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.1, Л2.1 | |
2.15. | Функции теории социальной работы. | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.16. | Функции теории социальной работы. Теория социальной работы в структуре социальных наук | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
2.17. | Теория социальной работы в структуре социальных наук | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Теоретические основы практики социальной работы | ||||||
3.1. | Социальная работа как специфический вид деятельности | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Социальная работа как социальная деятельность | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.3. | Объекты практики социальной работы | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.4. | Субъекты практики социальной работы | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.5. | Теории и модели практики социальной работы | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
3.6. | Теории и модели практики социальной работы | Сам. работа | 3 | 13 | Л1.1, Л2.1 | |
3.7. | Принципы и закономерности практики социальной работы. Содержание практики социальной работы | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Перспективы социальной работы | ||||||
4.1. | Социальная работа в современном мире | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, как объект социальной работы. 2. Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, как объект социальной работы. 3. Дети-сироты как объект социально работы. 4. Многодетные семьи как объект социальной работы. 5. Молодые семьи как объект социальной работы. 6. Профилактика правонарушений несовершеннолетних как направление социальной работы. 7. Люди с инвалидностью как объект социальной работы. 8. Люди без определенного места жительства как объект социальной работы. 9. Теоретико-методологические основы социальной защиты пожилых людей. 10. Теоретико-методологические основы социальной защиты людей с ограниченными возможностями. 11. Теоретико-методологические основы социальной работы в пенитенциарной системе. 12. Теоретико-методологические основы социальной работы в системе образования. 13. Теоретико-методологические основы социальной работы с осужденными. 14. Социальная реабилитация как направление социальной работы. 15. Несовершеннолетние родители как объект социальной работы. 16. ВИЧ-инфицированные как объект социальной работы. 17. Волонтерство как социально значимая деятельность 18. Непрофессиональная социальная работа в России 19. Профессионализация социальной работы в России. 20. Ответственное родительство в контексте социальной работы. 21. Технологии социальной работы с различными группами населения (на примере конкретного объекта социальной работы). 22. Уровни организации социальной работы на современном этапе развития. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Холостова Е.И. - отв. ред., Кононова Л.И. - отв. ред., Вдовина М.В. - отв. ред. | ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Фирсов М. В. | ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф МО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум); | |||
Э2 | www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»); | |||
Э3 | www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ); | |||
Э4 | www.public.ru (Публичная Интернет библиотека). | |||
Э5 | http://правительство.рф/gov/results(Банк документов по вопросам социального развития, здравоохранения, пенсионного обеспечения, трудовых отношений Министерство труда и социальной защиты) | |||
Э6 | http://www.gosuslugi.ru/ (Государственные услуги: справочно-информационный портал) | |||
Э7 | http://www.altairegion22.ru/rus/official_docs/ (Нормативно-правовые документы Алтайского края) | |||
Э8 | http://www.rost.ru/ (Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике) | |||
Э9 | http://www.fss.ru/ (Фонд социального страхования Российской Федерации) | |||
Э10 | http://www.gks.ru/ (Федеральная служба государственной статистики) | |||
Э11 | http://www.fond-detyam.ru/ (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) | |||
Э12 | http://www.aksp.ru (Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне) | |||
Э13 | http://www.socialwork.ru/ (Факультет социологии и социальной работы Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского) | |||
Э14 | http://www.nir.ru/socio/ (Неофициальная страница СФ МГУ) | |||
Э15 | http://www.koob.ru/ (Куб — электронная библиотека) | |||
Э16 | http://www.ecsocman.edu.ru/jssa/ (Журнал социологии и социальной антропологии) | |||
Э17 | http://www.ecsocman.edu.ru/socis/ (СОЦИС) | |||
Э18 | http://socioline.ru/ (Социология по-новому) | |||
Э19 | http://www.gorod.org.ru/cntnt/club/nbiblioteka.html (Социологический клуб Город) | |||
Э20 | http://www.ecsocman.edu.ru/ (Альманах соц. исследований) | |||
Э21 | http://www.socpolitika.ru/ (Исследования социальной политики) | |||
Э22 | http://socpolicy.ru/ (Центр социальной политики и гендерных исследований) | |||
Э23 | Курс в Moodle «Теория социальной работы» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Справочно-поисковая система «Консультант плюс», 2010 (или «Гарант»). Пакет Microsoft Office. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.). Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала. 3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия. Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии). На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте рассмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса. |