МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии арт-терапии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильИнновационные технологии социальной защиты населения. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_04_02-ИТСЗН-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 166
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 166 166 166 166
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Технологии арт-терапии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к . соц. н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к . соц. н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение студентами как теоретическими знаниями о возможностях использования креативных технологий в социальной работе, так и практическими навыками их применения при работе с разными категориями клиентов социальной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: Способен конструировать и реализовывать технологии социальной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.значение и роль творчества в жизни человека;
основные художественно-творческие технологии в работе с разными категориями клиентов социальной работы;
опыт применения художественно-творческих технологий в психосоциальной работе в России и за рубежом
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать возможности и ограничения использования художественно-творческих технологий в практике социальной работы;
разрабатывать схему занятия с использованием художественно-творческих технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения техник изобразительной, игровой, драматической творческой деятельности в разработке схемы занятия с клиентами социальной работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы использования креативных технологий в практике социальной работы
1.1. Теоретические основы творчества Лекции 4 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Теоретические основы творчества Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Творчество и искусство. Сам. работа 4 20 Л2.1, Л1.1
1.4. Творчество в практике социальной работы Лекции 4 4 Л2.1, Л1.1
1.5. Возможности использования творчества в практике социальной работы Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Художественно-творческие технологии в психосоциальной работе Сам. работа 4 20 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Организация различных видов творческой деятельности в практике социальной работы
2.1. Виды творческой деятельности в практике социальной работы Лекции 4 2 Л1.1
2.2. Техники изобразительной деятельности в практике социальной работы. Практические 4 8 Л1.1
2.3. Изобразительная деятельность в практике социальной работы Сам. работа 4 20 Л1.1
2.4. Виды и формы театрального творчества в практике социальной работы. Практические 4 8 Л1.1
2.5. Театральное творчество в практике социальной работы Сам. работа 4 40 Л1.1
2.6. Творческий проект: комплексное применение художественно-творческих технологий. Практические 4 14 Л1.1
2.7. Творческий проект в социальной работе. Сам. работа 4 20 Л1.1
2.8. Возможности организации художественно-творческой деятельности в социальных учреждениях Алтайского края. Практические 4 6 Л1.1
2.9. Организации художественно-творческой деятельности в учреждениях социальной сферы. Сам. работа 4 20 Л1.1
2.10. Подготовка к экзамену Сам. работа 4 26

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Маг_Арт111.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рубин Дж.А Искусство арт-терапии: Институт общегуманитарны х исследований, 2016 https://e.lanbook.com/book/92142#book_name
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Выготский Л.С. Психология искусства: Издательство "Лань", 2013 https://e.lanbook.com/book/35308#book_name
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.aksp.ru (Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне)
Э2 Курс в Moodle «Технологии арт-терапии» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2893
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.).
Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала.
3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия.
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии).
На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте рассмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса.