МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 9 36 9
Итого 72 45 72 45

Программу составил(и):
д.филос.н., профессор, Фролов А.С.

Рецензент(ы):
к.психол.н, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Культурология

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 946 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.1 Психология (уровень бакалавриата)"

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: введение в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенденцию осмысления социальных процессов, в специфический комплекс понятийно-категориального мышления; введение в основы культурологического понимания и переживания действительности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы профессиональной деятельности в сфере анализа социокультурных процессов
основные коммуникативные механизмы профессионального становления
основные механизмы и закономерности функционирования культурных и социокультурных систем современности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять при проведении исследований знания о процессах социокультурной динамики.
применять в профессиональной деятельности современные коммуникативные стратегии профессионального и личностного развития.
анализировать достоинства и недостатки в своей профессиональной деятельности, связанной с решением конкретных социально-культурных проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения основными методами и технологиями социокультурного исследования, необходимыми для решения профессиональных задач в области культурологии
владения основными коммуникативными практиками, в т.ч. культурой речи и культурой делового общения
владения основными стратегиями и практиками повышения своей профессиональной культуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Культурология"
1.1. Общие представления о культуре. Лекции 2 4 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Общие представления о культуре. Практические 2 6 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.3. Общие представления о культуре. Сам. работа 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.4. Научный статус культурологии Лекции 2 4 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.5. Научный статус культурологии Практические 2 4 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.6. Научный статус культурологии Сам. работа 2 1 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.7. Структура культуры Лекции 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.8. Структура культуры Сам. работа 2 1 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.9. Функции культуры Лекции 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.10. Функции культуры Практические 2 6 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.11. Функции культуры Сам. работа 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.12. Культурные ценности Лекции 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.13. Культурные ценности Практические 2 6 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.14. Культурные ценности Сам. работа 2 1 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.15. Культурные нормы Сам. работа 2 1 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.16. Культура и личность. Культура и общество Сам. работа 2 1 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Человек как главная составляющая культуры. «Проблема человека». Антропоцентристское начало в представлениях о культуре.
2.Эволюция мировоззренческих представлений о культуре.
3.Многообразие представлений о культуре, их систематизация. Понятие культуры, ее системные характеристики.
4.Понятие культурогенеза. Общая характеристика первобытной культуры. Периодизация культурного развития: различные подходы.
5.Методологические основания культурологического знания.
6.Системный подход в исследовании культуры. Основы социокультурной теория П. Сорокина
7.Научный статус культурологии.
8.Место культурологии в социогуманитарном знании. Культурология и социология.
9.Функции культуры, их общая характеристика.
10.Особенности функционального направления в изучении культуры.
11.Культура и цивилизация: общее и различное.
12.Культурные пережитки, их специфические черты и свойства. Особенности пережитков в современной культуре.
13.Культура как система коммуникаций.
14.Уровни и механизм взаимодействия культур.
15.Принципы межкультурного общения и взаимопонимания.
16.Специфика материальной культуры человечества. Роль материальной культуры в цивилизациогенезе.
17.Особенности духовной культуры. Духовная жизнь человека.
18.Культурные нормы, их основные функции. Социальная сущность культурных норм.
19.Основные виды культурных норм, их классификации.
20.Нормативная система культуры. Понятия кризиса, застоя культуры и культурной аномии.
21.Культурные ценности.
22.Ценности и ценностные ориентации. Социокультурный механизм действия ценностей.
23.Классификация ценностей. Соотношение культурных ценностей и культурных норм.
24.Основные формы распространения культуры, принципы их возникновения и развития.
25.Главные процессы динамики культуры, их характеристика. Культурная динамика и статика.
26.Диалог и полилог культур. Глобализация культуры.
27.Многообразие типологий культур. Относительность деления культуры на духовную и материальную культуру.
28.Отрасли культуры, виды, формы и типы культуры.
29.Культура и личность. Современная проблема маргинализации культуры.
30.Культура в жизни общества: социокультурная регуляция и деструкция.
31.Консолидация общества и культурная локализация.
32.Экологические проблемы и культура.
33.Культурные ипостаси социализации личности. Социализация и инкультурация.
34.Современная массовая культура: источники ее появления и развития.
35.Культура и эстетическая деятельность человека. Культура, искусство и художественное творчество.
36.Современная культурная политика: общая характеристика.
37.Культура и религия. Типы мировых религий.
38.Новые технологии и культура. Культура и техника.
39.Постмодернизм в культуре.
40.Мировая, национальная и региональная культура.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Чем объясняется значительный рост вариантов понимания, что такое культура?
2.Как соотносится исторический смысл слова сultura с современной действительностью? Какие дополнительные смыслы обнаруживались в нем в различные культурно-исторические эпохи?
3.Представьте свою систематизацию основных трактовок понятия «культура». Насколько возможно представить универсальную или исчерпывающую классификацию вариантов понимания культуры?
4.Сравните понимание культуры в разные эпохи. Какие сложности возникают при концептуализации этого понятия в философии, искусстве, творчестве, науке?
5.Проследите связь современной культурологии с различными областями наук, как гуманитарных, так и естественных.
6.В чем специфика отнесения современной культурологии к социогуманитарной области знания? Выделите сущностные признаки или критерии такого отнесения.
7.Как соотносятся предметные области «социальной культурологии» и социологии культуры?
8.Проследите связь культурологии и философии культуры: их исторический путь в развитии знаний о мире, формировании систематизированного учения о культуре, различие и сходство предметных областей, основных целей и задач, а также методов изучения культуры.
9.Какие методы и технологии исследования культуры существуют?
10.Насколько актуален на современном этапе развития знания деятельностный подход в исследовании культурных феноменов?
11.Какие основные антропологические теории культур существуют сегодня?
12.Какое значение имеет методология витализма для исследования человеческой культуры? Проанализируйте концепцию жизненных сил культуры.
13.Признаки культурного отчуждения в современном обществе.
14.Основные аспекты культурной и межкультурной коммуникации.
15.Формы проявления национальной специфики в сфере культуры.
16.Первобытность как источник материальной культуры человечества.
17.Опишите структуру духовной культуры. Какие элементы в ней являются универсальными, а какие подвержены изменениям с течением исторического времени?
18.Какие языки современной культуры оказывают влияние на формирование национального характера носителей культуры или их менталитета?
19.Насколько справедливо звучит мнение о том, что в современном мире само понятие культуры претерпевает серьезные изменения и становится лишь объектом научного исследования различных уровней?
20.В чем отличие знаков и символов по их социокультурному содержанию?
21.Культурное – социальное – социокультурное: границы категориальных систем.
22.Проблема свободы человека в культуре.
23.Эстетические и этические функции культуры.
24.Какие из известных функций культуры одновременно могут считаться и ее дисфункциями? Приведите примеры.
25.Какое место в жизни современного человека занимают культурные пережитки? Почему они продолжают оставаться в культурном пространстве и влиять на развитие культурной системы? Нужно ли бороться с культурными пережитками, каким образом?
26.Роль культуры в решении глобальных проблем человечества.
27.Какие группы культурных ценностей в современной действительности подвержены наибольшим и наименьшим изменениям? Чем это может объясняться?
28.Ценности и антиценности в современном мире.
29.Приведите различные примеры культурных норм, распространенных в других странах, которые с точки зрения носителя российской культуры могут показаться необычными или необъяснимыми.
30.К каким социальным последствиям приводит возникновение аномии в культуре?
31.Насколько удачны словосочетания типа «экономическая культура», «правовая культура» с точки зрения их ценностно-смысловой наполненности и соответствия исконному значению понятия «культура»?
32.Перспективы развития массовой культуры.
33.Поведение человека в культуре.
34.Проблема ответственности человека за развитие культуры.
35.Динамика культуры в характеристике развития культурной системы.
36.Как соотносятся друг с другом явления социализации и инкультурации личности.
37.Маргинальность в культуре, положительные и отрицательные стороны этого явления.
38.Современное сектантство как проблема культурного отчуждения.
39.Проблема существования всемирной (мировой) культуры.
40.Забота людей о сохранении культурного наследия.
41.Развитие принципов игры в сфере культуры.
42.Влияние культуры на психическое здоровье человека.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Воронкова Л. П. КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Под ред. Мамонтова А.С. КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684847
Л2.2 Багдасарьян Н.Г. КУЛЬТУРОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Под ред. Иконниковой С.Н., Большакова В.П. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "Культурология и межкультурная коммуникация" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.