МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филос.н., профессор, Фролов А.С.

Рецензент(ы):
к.психол.н, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Культурология

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 946 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.1 Психология (уровень бакалавриата)"

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: введение в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенденцию осмысления социальных процессов, в специфический комплекс понятийно-категориального мышления; введение в основы культурологического понимания и переживания действительности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы профессиональной деятельности в сфере анализа социокультурных процессов
основные коммуникативные механизмы профессионального становления
основные механизмы и закономерности функционирования культурных и социокультурных систем современности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять при проведении исследований знания о процессах социокультурной динамики.
применять в профессиональной деятельности современные коммуникативные стратегии профессионального и личностного развития.
анализировать достоинства и недостатки в своей профессиональной деятельности, связанной с решением конкретных социально-культурных проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения основными методами и технологиями социокультурного исследования, необходимыми для решения профессиональных задач в области культурологии
владения основными коммуникативными практиками, в т.ч. культурой речи и культурой делового общения
владения основными стратегиями и практиками повышения своей профессиональной культуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Культурология"
1.1. Общие представления о культуре. Лекции 1 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Общие представления о культуре. Практические 1 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.3. Общие представления о культуре. Сам. работа 1 10 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.4. Научный статус культурологии Лекции 1 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.5. Научный статус культурологии Практические 1 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.6. Структура культуры Сам. работа 1 10 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.7. Функции культуры Практические 1 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.8. Функции культуры Сам. работа 1 10 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.9. Культурные ценности Сам. работа 1 10 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.10. Культурные нормы Сам. работа 1 10 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.11. Культура и личность. Культура и общество Сам. работа 1 8 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.12. Зачет Зачет 1 4 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Человек как главная составляющая культуры. «Проблема человека». Антропоцентристское начало в представлениях о культуре.
2.Эволюция мировоззренческих представлений о культуре.
3.Многообразие представлений о культуре, их систематизация. Понятие культуры, ее системные характеристики.
4.Понятие культурогенеза. Общая характеристика первобытной культуры. Периодизация культурного развития: различные подходы.
5.Методологические основания культурологического знания.
6.Системный подход в исследовании культуры. Основы социокультурной теория П. Сорокина
7.Научный статус культурологии.
8.Место культурологии в социогуманитарном знании. Культурология и социология.
9.Функции культуры, их общая характеристика.
10.Особенности функционального направления в изучении культуры.
11.Культура и цивилизация: общее и различное.
12.Культурные пережитки, их специфические черты и свойства. Особенности пережитков в современной культуре.
13.Культура как система коммуникаций.
14.Уровни и механизм взаимодействия культур.
15.Принципы межкультурного общения и взаимопонимания.
16.Специфика материальной культуры человечества. Роль материальной культуры в цивилизациогенезе.
17.Особенности духовной культуры. Духовная жизнь человека.
18.Культурные нормы, их основные функции. Социальная сущность культурных норм.
19.Основные виды культурных норм, их классификации.
20.Нормативная система культуры. Понятия кризиса, застоя культуры и культурной аномии.
21.Культурные ценности.
22.Ценности и ценностные ориентации. Социокультурный механизм действия ценностей.
23.Классификация ценностей. Соотношение культурных ценностей и культурных норм.
24.Основные формы распространения культуры, принципы их возникновения и развития.
25.Главные процессы динамики культуры, их характеристика. Культурная динамика и статика.
26.Диалог и полилог культур. Глобализация культуры.
27.Многообразие типологий культур. Относительность деления культуры на духовную и материальную культуру.
28.Отрасли культуры, виды, формы и типы культуры.
29.Культура и личность. Современная проблема маргинализации культуры.
30.Культура в жизни общества: социокультурная регуляция и деструкция.
31.Консолидация общества и культурная локализация.
32.Экологические проблемы и культура.
33.Культурные ипостаси социализации личности. Социализация и инкультурация.
34.Современная массовая культура: источники ее появления и развития.
35.Культура и эстетическая деятельность человека. Культура, искусство и художественное творчество.
36.Современная культурная политика: общая характеристика.
37.Культура и религия. Типы мировых религий.
38.Новые технологии и культура. Культура и техника.
39.Постмодернизм в культуре.
40.Мировая, национальная и региональная культура.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Чем объясняется значительный рост вариантов понимания, что такое культура?
2.Как соотносится исторический смысл слова сultura с современной действительностью? Какие дополнительные смыслы обнаруживались в нем в различные культурно-исторические эпохи?
3.Представьте свою систематизацию основных трактовок понятия «культура». Насколько возможно представить универсальную или исчерпывающую классификацию вариантов понимания культуры?
4.Сравните понимание культуры в разные эпохи. Какие сложности возникают при концептуализации этого понятия в философии, искусстве, творчестве, науке?
5.Проследите связь современной культурологии с различными областями наук, как гуманитарных, так и естественных.
6.В чем специфика отнесения современной культурологии к социогуманитарной области знания? Выделите сущностные признаки или критерии такого отнесения.
7.Как соотносятся предметные области «социальной культурологии» и социологии культуры?
8.Проследите связь культурологии и философии культуры: их исторический путь в развитии знаний о мире, формировании систематизированного учения о культуре, различие и сходство предметных областей, основных целей и задач, а также методов изучения культуры.
9.Какие методы и технологии исследования культуры существуют?
10.Насколько актуален на современном этапе развития знания деятельностный подход в исследовании культурных феноменов?
11.Какие основные антропологические теории культур существуют сегодня?
12.Какое значение имеет методология витализма для исследования человеческой культуры? Проанализируйте концепцию жизненных сил культуры.
13.Признаки культурного отчуждения в современном обществе.
14.Основные аспекты культурной и межкультурной коммуникации.
15.Формы проявления национальной специфики в сфере культуры.
16.Первобытность как источник материальной культуры человечества.
17.Опишите структуру духовной культуры. Какие элементы в ней являются универсальными, а какие подвержены изменениям с течением исторического времени?
18.Какие языки современной культуры оказывают влияние на формирование национального характера носителей культуры или их менталитета?
19.Насколько справедливо звучит мнение о том, что в современном мире само понятие культуры претерпевает серьезные изменения и становится лишь объектом научного исследования различных уровней?
20.В чем отличие знаков и символов по их социокультурному содержанию?
21.Культурное – социальное – социокультурное: границы категориальных систем.
22.Проблема свободы человека в культуре.
23.Эстетические и этические функции культуры.
24.Какие из известных функций культуры одновременно могут считаться и ее дисфункциями? Приведите примеры.
25.Какое место в жизни современного человека занимают культурные пережитки? Почему они продолжают оставаться в культурном пространстве и влиять на развитие культурной системы? Нужно ли бороться с культурными пережитками, каким образом?
26.Роль культуры в решении глобальных проблем человечества.
27.Какие группы культурных ценностей в современной действительности подвержены наибольшим и наименьшим изменениям? Чем это может объясняться?
28.Ценности и антиценности в современном мире.
29.Приведите различные примеры культурных норм, распространенных в других странах, которые с точки зрения носителя российской культуры могут показаться необычными или необъяснимыми.
30.К каким социальным последствиям приводит возникновение аномии в культуре?
31.Насколько удачны словосочетания типа «экономическая культура», «правовая культура» с точки зрения их ценностно-смысловой наполненности и соответствия исконному значению понятия «культура»?
32.Перспективы развития массовой культуры.
33.Поведение человека в культуре.
34.Проблема ответственности человека за развитие культуры.
35.Динамика культуры в характеристике развития культурной системы.
36.Как соотносятся друг с другом явления социализации и инкультурации личности.
37.Маргинальность в культуре, положительные и отрицательные стороны этого явления.
38.Современное сектантство как проблема культурного отчуждения.
39.Проблема существования всемирной (мировой) культуры.
40.Забота людей о сохранении культурного наследия.
41.Развитие принципов игры в сфере культуры.
42.Влияние культуры на психическое здоровье человека.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Воронкова Л. П. КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Под ред. Мамонтова А.С. КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684847
Л2.2 Багдасарьян Н.Г. КУЛЬТУРОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Под ред. Иконниковой С.Н., Большакова В.П. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "Культурология и межкультурная коммуникация" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.