МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 44 36 44 36
Итого 72 64 72 64

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Каплинская И.Е.

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, профессор, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 г. № 1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор экон. наук, профессор Шваков Е.Е.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор экон. наук, профессор Шваков Е.Е.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Овладение студентами базовым понятийным аппаратом экономики как сферы деятельности;
2. Формирование основ экономического мышления, адекватного требованиям современного развития;
3. Выработку навыков общего анализа основных экономических процессов на микро-, макроуровн, а также на уровне международной экономики;
4. Формирорванеие представленипй студентов об основах, целах, роли предпринимательской деятельности в современной экономике, ее экономической,социальной, технологической составляющих;
5. Уяснение роли государства в развитии экономики национавльной, в частности в направлении стимулирования, обеспечения стабильных условияй предпринимательской деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4: способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные экономические понятия, раскрывающие содержание экономической деятельности, и их взаимосвязь; цели, законы, показатели экономической деятельности на микро- макро- и мировом уровне; основные субъекты системы экономических отношений, их экономические интересы и роль в развитии экономики; актуальные проблемы и тенденции развития современной рыночной экономики; роль государства в экономике на разных уровнях экономической системы;Основные методы и инструменты государственного регулирования экономики -
сущность, виды, содержание предпринимательской деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять теоретические знания для анализа хозяйственных проблем микро и макроуровней; выделять актуальные проблемы современной экономики, оценивать состояние и тенденции развития национальной и мировой экономики; видеть связи экономики, политики, социальной и духовногй сфер в жизни общества;Определять проблемы госрегулирования рассчитывать и сопоставлять важнейшие экономические показатели деятельности на микро и макроуровнях, на уровне мировой экономики;Определять проблемы госрегулирования в современной экономике разных стран
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использования основнымх экономических категорий в оценке состояния и тенденций развития экономики на разных ее уровнях; оценки содержания и целей и проблем экономической политики государства; Способами анализа проблем частного сектора - в экономике РФ; самостоятельного анализа актуальных проблем современной рыночной экономики на всех ее уровнях: микро, макро и международном;Способами анализа проблем частного сектора, выделения социальных аспектов экономического развития на уровне предприятия и национальной системы; расчета и анализа основных экономических показателей на уровне предприятия и национальной экономики; понимания процессов хозяйственной практики предприятий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экономику
1.1. Экономика как система и как наука. Потребности и ресурсы, их виды. Проблема выбора в экономике. Цели экономического развития. Типы хозяйственных систем, их характеристика.Собственность и ее виды. Лекции 10 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Рыночная экономика как система, ее субъекты и их интересы. Виды рынков, их взаимосвязь. Деньги, их сущность и функции. Конкуренция, ее сущность, виды и ее роль в экономике. Дефекты рыночной системы. Монополия и ее последствия. Государство в экономике - причины вмешательства. Хозяйственные системы стран их специфика. Практические 10 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Структура экономики как системы.Этапы развития экономических систем. Цели экономического развития. Связи экономики, политики, социальной и духовной сфер.Эволюция рыночной экономики. Типы хозяйственных систем, критерии их классификации. Общая характеристика экономик отдельных стран (по выбору студента) Сам. работа 10 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Основы экономического поведения участников хозяйственной деятельности
2.1. Рынок благ, его участники и основные характеристики. Цена товара. Спрос и предложение как факторы ценообразования.Государство на рынке благ. Основы потребительского поведения домашних хозяйств. Фирма как субъект экономики,ее цели. Виды фирм. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Типы рыночных структур. Монополия, ее виды и антимонопольное регулирование. Рынок труда. Заработная плата и ее виды и факторы изменения. Рынок капитала. Процентная ставка, ее виды и факторы изменения Рынок земли. Рента, ее виды. Доходы домашних хозяйств и их распределение. Дифференциация доходов, ее показатели и факторы. Лекции 10 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Рынок. Спрос и предложение. Факторы изменения спроса и предложения, их влияние на цены товаров. Эластичность спроса.Фирма.Издержки и их виды. Выручка и прибыль. Источники прибыли. Рынок труда. Заработная плата. Рынок капитала. Ссудный процент. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Практические 10 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Рынок. Спрос и предложение. . Факторы спроса и предложения. Эластичность спроса и ее влияние на выручку продавцов. Выручка, издержки и прибыль фирм. Рынок труда.его виды. Заработная плата.Факторы изменения заработной платы. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Бедногсть и способы борьбы с ней. Внешние эффекты и общественные блага. . Сам. работа 10 16 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Основы функционирования национальной экономики
3.1. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. Основные макроэкономические показатели. Индексы цен. Номинальные и реальные величины. Основные макроэкономические проблемы. Безработица ее виды и последствия. Инфляция и ее виды и последствия. Экономические циклы , их виды и фазы. Платежные баланс, его состояние. Равновесие в макроэкономике - общий подход. Инвестиции, их виды. Стабилизационная политика государства.Цели, инструменты, модели и проблемы государственного регулирования. Основы денежно-кредитной и финансовой политики. Лекции 10 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Основные макроэкономические проблемы, пути их решения. Проблемы экономики РФ. Деньги и денежное обращение. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Финансовая политика. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Миграция капитала и рабочей силы.Платежный баланс. Валютный курс, факторы его измененния. Практические 10 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Стабилизационная политика государства. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс, факторы его изменения. Сам. работа 10 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Основы предпринимательской деятельности.
4.1. Предпринимательская деятельность, ее экономические и социальные аспекты. Сам. работа 10 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Мировая цена на нефть (на зерно и проч.) и ее факторы.
2. Естественные монополии в РФ, проблемы их регулирования.
3. Антимонопольная политика, ее проблемы ( в РФ и за рубежом)
4. Организационные формы предпринимательской деятельности.
5. Динамика средней заработной платы в РФ и за рубежлм. Медианная заработная плата.
6. Минимальная заработная плата – сравнения с зарубежьем.
7. Дифференциация доходов населения в РФ и за рубежом..
8. Потребительская корзина. Прожиточный минимум.
9. Бедность, ее характеристики (в РФ и за рубежом).
10. Индекс развития человеческого потенциала и индекс инклюзивного развития как показатели макроэкономики. Сравнение по странам.
11. Государственная политика занятости.
12. Меры антиинфляционной политики.
13. Экономические кризисы в РФ. Политика экономическог8ог роста.
14. Криптовалюты.
15. Проблемы кредита в РФ. Микрофинансовые организации.
16. Проблемы российского бюджета.
17. Государственный долг в РФ и за рубежолм.
18. Налоги и их виды, принципы налогообложения.
19. Проблемы структуры экономики РФ.
20. Инфраструктурные проблемы РФ.
21. Проблемы инвестиций в экономике РФ.
22. Роль инноваций в экономике- проблемы для РФ..
23. Длинные волны в экономике: современные подходы.
24. Кризис 2014г. в РФ.
25. Проблемы государственного регулирования экономики в РФ.
26. Социальная политика государства ( экономические аспекты).
27. Модель социального рыночного хозяйства (реформы Л.Эрхарда)
28. Новый курс Рузвельта.
29. Рейганомика.
30. Россия в мировой экономике.
31. Торговая политика РФ.
32. Факторы изменения курса рубля.
33. Интеграционные стратегии РФ. ЕАЭС и проблемы его развития. Концепция интеграции интеграций.
34. Китай в мировой экономике.
35. Китайская модель экономики.
36. США в мировой экономике.
37. Мировая валютно- финансовая система и ее проблемы.
38. МВФ, его роль в экономике.
39. ЕС и проблемы его развития.
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств находится в Приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для бакалавров М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573438
Л1.2 В. Я. Иохин Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/59277FF2-897D-4404-931B-B25A74A6D92F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рыбина З.В. Экономика: учебное пособие М.: Берлин: Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=450634&sr=1
Л2.2 В. В. Коршунов Экономическая теория (для не-экономистов): учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F05B8F27-4A19-407C-815D-C66502D059C2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба г8осударственной статистики РФ www.gks.ru
Э2 Официальный сайт Алтайского края www.altairegion22.ru
Э3 Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
Э4 Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Э5 Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Э6 Курс "экономика (ИФ+)" в информационной образовательной системе MOODLE https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3943
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для освоения дисциплины и самостоятельной работы студентов

Работа студентов над курсом предполагает как аудиторную, так и внеаудиторную формы. Аудиторная работа студентов складывается из работы на лекционных и семинарских занятиях.
На лекциях необходимо внимательно прослушивать лекционный материал, вести записи основных положений лекции - в письменном (бумажном) или электронном виде. В конце лекции можно задать вопросы по прочитанному преподавателем материалу для более полного усвоения спорных и сложных вопросов. Целесообразно ПЕРЕД лекциями прочитать соответствующие теме лекции главы из учебников, чтобы иметь возможность более полно и глубоко воспринимать материалы лекций.
На семинарских (практических) занятиях рекомендуется проявлять позитивную активность, принимать участие в дискуссиях, задавать вопросы, высказывать свое мнение при обсуждении тех или иных вопросов тем, конкретных ситуаций, выступать с докладами, участвовать в решении задач, в обсуждении бизнес идей в рамках разрабатываемых проектов, отвечать на поставленные преподавателем вопросы. При этом необходимо вести записи, расширяющие знания студентов по соответстьвующим темам, накапливая материал для успешной сдачи зачета. Для лучшей организации работы целесообразно иметь две тетради (или их электронный аналог- для лекций и для практических занятий. Необходимо сохранять эти тетради не только до момента сдачи зачета, но и до окончания ВУЗа.
К аудиторным занятиям необходимо готовиться. Для этого существует самостоятельная внеаудиторная работа. Она включает в себя работу в библиотеках, дома с учебниками и пособиями, обращение к электронным ресурсам сети интернета.Результаты самостоятельной работы могут приобретать форму личных записей (в тетради) или существовать в виде электронных заметок, фиксирующих основные наработки студента. В электронном виде следует по возможности сохранять написанные доклады, рефераты, отдельные текстовые фрагменты, таблицы, графики, рисунки, результаты решения задач и проч., помогающих уяснить соответствующие темы семинаров. Существенную роль в изучении курса играет постоянное еженедельное отслеживание текущих экономических новостей, позволяющих расширить экономический кругозор студентов, заинтересовать их изучением экономических процессов и дающих возможность постоянно актуализировать содержание семинарских занятий и обеспечивающех непосредственную связь теории и практики. Следует также отметить, что часть самостоятельной работы направлена на изучение вопросов к зачету, которые не были раскрыты ни в лекционном, ни в практическом курсе вследствии недостатка времени для аудиторной работы. Значительная часть проектной деятельности в области социального предпринимательства также осуществляется самостоятельно.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
• усвоить содержание основной учебной литературы и лекций по курсу;
• познакомиться и научиться анализировать научные статьи и другие источники при работе по темам рефератов и докладов;
• научиться самостоятельно использовать теоретические модели для оценки тех или иных ситуаций в экономике;
• приобрести навыки решения различных задач, иллюстрирующих важнейшие положения экономической науки, и навыки разработки бизнес-идей и их обоснования;
• быть готовым к участия в обсуждении проблем экономики на семинарских занятиях, используя ;
• выработать навыки ведения научно-исследовательской работы при подготовке докладов, рефератов;
, приобрести навыки публичных выступлений, создания презентаций, умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, приводя необходимые аргументы.
.