МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химические основы биологических процессов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 9,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Маркин В.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Химические основы биологических процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - формирование у студентов представления об основных химических компонентах клетки, молекулярных основах биокатализа, метаболизма, современном состоянии вопросов взаимосвязи структуры и свойств важнейших типов биомолекул с их биологической функцией, а также ознакомление студентов с молекулярными аспектами физиологии человека

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности структуры биомолекул (аминокислоты, пептиды, белки), сахаров, нуклеозидов, нуклеиновых кислот, жирных кислот, витаминов и микроэлементов; биокатализ, метаболизм, биополимеры и наследственность, молекулярные аспекты физиологии человека, химические аспекты происхождения жизни; основные химические компоненты клетки, молекулярные основы биокатализа, наследственности, иммунитета, нейроэндокринной регуляции и фоторецепции;
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания о химических основах биологических процессов при решении задач исследовательского профиля
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с природными химическим соединениями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в химические основы биологических процессов
1.1. Введение в химические основы биологических процессов Лекции 10 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.2. Введение в химические основы биологических процессов Сам. работа 10 4 Л1.1, Л1.2, Л3.2
Раздел 2. Биополимеры
2.1. Аминокислоты. Белки Лекции 10 2 Л1.1, Л1.2, Л3.2
2.2. Аминокислоты. Белки Практические 10 2
2.3. Аминокислоты. Белки Сам. работа 10 4 Л1.1, Л1.2
2.4. Углеводы. Полисахариды Лекции 10 2 Л1.1, Л1.2
2.5. Углеводы. Полисахариды Сам. работа 10 4 Л1.1, Л1.2
2.6. Углеводы. ПОлисахариды. Практические 10 2
2.7. Нуклеиновые кислоты Лекции 10 2 Л1.1, Л1.2
2.8. Нуклеиновые кислоты Практические 10 2 Л1.1, Л1.2
2.9. Нуклеиновые кислоты Сам. работа 10 4 Л1.1, Л1.2
2.10. Липиды. Биомембраны Лекции 10 2 Л1.1, Л1.2
2.11. Липиды. Биомембраны Практические 10 2
2.12. Липиды. Биомембраны Сам. работа 10 6 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Низкомолекулярные биорегуляторы
3.1. Витамины Лекции 10 2 Л1.1, Л1.2
3.2. Витамины Сам. работа 10 6 Л1.1, Л1.2
3.3. Алкалоиды Лекции 10 2 Л1.1, Л1.2
3.4. Витамигы. Алкалоиды. Практические 10 2
3.5. Алкалоиды Сам. работа 10 6 Л1.1, Л1.2
3.6. Изопреноиды Практические 10 2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
3.7. Изопреноиды Сам. работа 10 6 Л1.1, Л1.2, Л3.2
3.8. Стероиды Практические 10 2 Л1.1, Л1.2
3.9. Стероиды Сам. работа 10 8 Л1.1, Л1.2
3.10. Низкомолекулярные биорегуляторы Практические 10 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Биоэнергетика и метаболизм
4.1. Ферменты Лекции 10 2 Л1.1, Л1.2
4.2. Ферменты Сам. работа 10 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Метаболизм Лекции 10 2 Л1.1, Л1.2
4.4. Метаболизм Сам. работа 10 8 Л1.1, Л1.2
4.5. Фотосинтез Практические 10 2 Л1.1, Л1.2
4.6. Фотосинтез Сам. работа 10 8 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Задания для практических занятий приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов приведеы в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. В. Румянцев, Е. В. Антина, Ю. В. Чистяков Химические основы жизни: учеб. пособие для вузов М.: Химия, 2007
Л1.2 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков. Биоорганическая химия: учеб. для вузов М. : Дрофа, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ленинджер А. Основы биохимии: Мир, 1985
Л3.2 Племенков В.В. Введение в химию природных соединений: учеб. пособие для вузов Казань, 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Химические основы биологических процессов" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1241
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
- Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Курс "Химические основы биологических процессов" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1241

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
010К лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины приведены в приложении.