МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн XXI века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_04_03_МиБ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, профессор, А.Л.Усанова

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Дизайн XXI века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство костюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 N 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов целостное представление об этапах развития предметной среды и особенностями данного процесса в ХХI веке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способность разрабатывать индивидуальный стиль коллекции изделий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные тенденции, достижения и научно-технических проблемы в области дизайна;
- роль и место современного дизайна в организации жизненного пространства;
- основные тенденции в области выбора и применения высокотехнологичных материалов для дизайн-проектирования
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать современные тенденции дизайна при реализации творческих замыслов;
- уметь на практике находить правильные стилистические гармонически выдержанные решения;
- применять новые инновационные подходы и материалы в дизайн-проектировании;
- учитывать основные модные тенденции в области современного дизайна.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- практическими навыками применение традиционных и креативных методик дизайн-проектирования;
- правильно классифицировать виды стилевых форм проектирования в области современного дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Основные понятия и виды дизайна как творческой практики. Предмет, задачи и структура курса. Историография курса и источники. Требования к итоговой аттестации. Лекции 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Дизайн в системе предметного художественного творчества Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху
2.1. Особенности ремесел в древнем Египте Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Предметный мир в эпоху Античности Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Ремесленное производство в Средневековой Европе Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.4. Синтез художественной и инженерной мысли предметной среды эпохи Возрождения Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.5. Особенности организации производства в Европе Нового времени Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.6. Ремесла и декоративно-прикладное искусство России 10-18 вв. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.7. Костюм XIII-XIX вв.:зарождение и дальнейшее развитие моды в Западной Европе на протяжении XIII-XIX вв. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Становление дизайна как универсальной творческой практики в индустриальном обществе ХIХ –ХХ вв.
3.1. Роль примышленного «бума» ХIХ века в формировании технической эстетики, как самостоятельного вида творческой практики Лекции 2 4 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.2. Научно-технический прогресс XIX века, открытия и изобретения Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.3. Промышленные выставки и система художественно-промышленного образования в России ХIХ – нач. ХХ веков. Значение промышленных выставок в Европе XIX века в развитии дизайна Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.4. Зарождение прототеорий дизайна. Первые этапы интеграции искусства и техники Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.5. Прдготовка к практическому занятию Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.6. Ч.-Ф.Ворт. Синдикат высокой моды. Дома высокой моды конца XIX в. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.7. Первые промышленные художники и вопросы формообразования в промышленном производстве. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.8. Идеи реформы костюма конца XIX - начала ХХ веков Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Развитие дизайна в ХХ веке
4.1. Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века Практические 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.2. Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.3. Дизайн костюма 1910­х гг. Русские сезоны в Париже С.Дягилева. «Русский стиль» в творчестве кутюрье. Сотрудничество с театром. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.4. Становление промышленного дизайна в США. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.5. Учреждения специализированных учебных заведений для подготовки художественных кадров в индустрии Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.6. Дизайн в странах Западной Европы. Практические 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.7. Итальянский дизайн. «Реальное» и концептуальное направления. Стиль «Оливетти» Сам. работа 2 12 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.8. Дизайн Скандинавских стран Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.9. Дизайн США во второй половине ХХ века Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.10. Формирование школы отечественного дизайна в СССР 1960-1980-х гг. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.11. Альтернативный дизайн в 1970-е годы Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.12. Дизайн постиндустриального общества Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.13. Технические достижения и дизайн второй половины XX века Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.14. Феномен японского дизайна Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.15. Течения и направления в дизайне второй половины XX века, их взаимосвязь с социально-культурными явлениями в обществе Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.16. Дизайн социалистических стран Восточной Европы Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.17. Современные формы дизайнерской деятельности Практические 2 8 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.18. Исследования дизайна как области творческой деятельности в ХХ веке Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.19. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Веб-дизайн. Виртуальный дизайн Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.20. Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна Сам. работа 2 5 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.21. Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности в английской теории искусства середины ХХ века Сам. работа 2 5 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.22. Проблемы соотношения дизайнерской деятельности с другими видами искусства, в исследованиях конца ХХ века Практические 2 8 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Костина, Н.Г. Фирменный стиль и дизайн: учебное пособие Кемерово : КемГУ,ЭБС Лань, 2014 https://e.lanbook.com/book/93556.
Л2.2 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л2.3 Жданова, Н.С. Методика обучения учащихся основам дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и история дизайна lib.vvsu.ru
Э2 Теория и история дизайна stvservice.ru
Э3 Теория и история дизайна rosdesign.com
Э4 Теория и история дизайна design-theory.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.
При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.