Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в дизайне |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвД-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент
1.1. | Дисциплина «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» рассматривает введение в сетевую тематику и дает базовые знания по организации и функционированию сетей и компьютерного оборудования (ЭВМ, операционных систем и т.п.). В лекциях даны общие понятия компьютерных сетей, их структуры, применяющихся технологий и протоколов передачи данных, основы функционирования компьютера и компьютерных программ. Приведены виды топологии, используемые для физического соединения компьютеров в сети, методы доступа к каналу связи, физические среды передачи данных. Передача данных в сети рассматривается на базе эталонной базовой модели, разработанной Международной организацией по стандартам взаимодействия открытых сетей. Описываются правила и процедуры передачи данных между информационными системами. Приводятся типы сетевого оборудования, их назначение и принципы работы. Описывается сетевое программное обеспечение, используемое для организации сетей. Рассматриваются принципы межсетевого взаимодействия. Приводятся основные понятия из области сетевой безопасности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-2 | Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности; |
ОПК-3 | Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; |
ОПК-4 | Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью; |
ОПК-5 | Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Принципы связи и обмен данными в локальной проводной сети. Структура сети Интернет и принципы обмена данными между узлами в сети Интернет. Схема подключения к Интернету через поставщика услуг. Основные сетевые устройства. Виды, характеристики и маркировка сетевых кабелей и контактов. Сетевая адресация. IP-адреса и маски подсети. Типы IP-адресов и методы их получения. DHCP. Многоуровневая модель OSI и сетевые протоколы. Беспроводные технологии и локальные сети. Угрозы безопасности в локальной компьютерной сети. Методы атак и политика безопасности. Межсетевые экраны. Вопросы безопасности, актуальные для провайдеров. Основные сетевые службы. Архитектура клиент-сервер. IP-сервисы и принципы их работы. Электронная почта. Служба доменных имен DNS |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выполнять проверку и устранять неполадки сети и подключения к Интернет. Выявлять и устранять угрозы безопасности домашней локальной компьютерной сети. Настраивать и проверять распространенные Интернет-приложения. Настраивать базовые IP-сервисы при помощи графического интерфейса ОС. Контролировать производительность сети и выявлять сбои. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Создания и настройки одноранговой сети, компьютерной сети с помощью маршутизатора, беспроводной сети. Использования основных команд для проверки подключения к Интернет, отслеживания сетевых пакетов, параметров IP-адресации. Настройки безопасности компьютерной сети. Поиска и устранения проблем в компьютерных сетях, их обслуживания. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации | ||||||
1.1. | Тема 1. Введение в курс | Лекции | 2 | 1 | ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.2. | Тема 2. Вычислительные сети | Лекции | 2 | 3 | ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.3. | Архитектура персонального компьютера | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.4. | Трассировка подключения к Интернет | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.5. | Использование калькулятора Windows для двоичных представлений | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.6. | Тема 3. Информационно-вычислительные сети: основные понятия | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.7. | Сервер доменных имён | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.8. | Определение конфигурации IP-адреса компьютера | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.9. | Определение MAC-адреса компьютера | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.10. | Тема 4. Модель OSI | Лекции | 2 | 6 | ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.11. | Протокол разрешения адресов | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.12. | Локальная вычислительная сеть. | Лабораторные | 2 | 6 | ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.13. | Тема 5. Телекоммуникации | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.14. | Настройка базовых функций безопасности беспроводной сети | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.15. | Подключение к маршрутизатору беспроводной связи | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.16. | Настройка параметров брандмауэра | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.17. | Сетевая адресация | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.18. | Использование команды ipconfig | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.19. | Использование команды ping | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.20. | Поиск и устранение неполадок помощью сетевых служебных программ | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.21. | Мобильный Wi-Fi - Android и OS iOS | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.22. | Настройка параметров брандмауэра | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.23. | Тема 6. Видеосвязь и видеоконференции | Лекции | 2 | 1 | ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.24. | Установка видеосвязи | Сам. работа | 2 | 15 | ОПК-5, ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.25. | Тема 7. Аппаретные решения для видеосвязи и видеоконференций | Лекции | 2 | 1 | ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.26. | Итоговый экзамен | Экзамен | 2 | 27 | ОПК-4, ОПК-3, ОПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
В приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
В приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Валерий Шевченко | Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учебник | КноРус, 2013 | |
Л1.2 | К. Е. Самуйлов [и др.] ; под ред. К. Е. Самуйлова, И. А. Шалимова, Д. С. Кулябова | СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ: Учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Буцык С.В., Крестников А.С., Рузаков А.А. | Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учебное пособие: Учебники и учебные пособия для вузов | Челябинск: ЧГИК,, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Николай Максимов, Игорь Попов, Татьяна Партыка | Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: учебник | Форум, 2013 | |
Л2.2 | Синицын Ю. И. , Ряполова Е. , Галимов Р. Р. | Сети и системы передачи информации: учебное пособие | Оренбург: ОГУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Академия Cisco | netacad.com | ||
Э2 | Основы работы в Packet Tracer | www.netacad.com | ||
Э3 | Курс в Moodle "Вычислительные системы, сети и телекоммуникации" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Интернет браузер Skype | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
204Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25 |
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины. - Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения . - При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно. Учебная дисциплина обеспечена электронным учебно-методическим комплексом, который доступен в полном объеме зарегистрированному студенту на портале Академии Cisco и включает следующие компоненты: Интерактивный учебник по всем темам курса, содержащий анимационные и видеоролики, компьютерные тесты, мультимедийные практические задания; Компьютерная среда для проектирования, моделирования работы и анализа компьютерных сетей; Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ в виртуальной среде; Интерактивные тесты; Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ с реальным оборудованием. Текущий контроль успеваемости осуществляется на основе проверки выполнения практических заданий и лабораторных работ, рефератов. Для оценки качества усвоения знаний и умений предусмотрен экзамен. |