МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в научном исследовании и профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.06.01. Информатика и вычислительная техника
НаправленностьМатематическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_06_01_ИВиТ_Мат моделир-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.т.н., профессор, Оскорбин Н.М.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в научном исследовании и профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.06.01 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №875)

составлена на основании учебного плана:
09.06.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование системы компетенций в области использования современных информационных технологий в научно-исследовательской деятельности;
- формирование практических навыков использования научных и образовательных ресурсов Internet в профессиональной деятельности.
В ходе выполнения практических занятий обучающийся приобретает навыки научно-исследовательской деятельности и решает одну или несколько профессиональных задач в соответствии с общепрофессиональной деятельностью:
- разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;
- сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи;
- подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным программам высшего образования
ПК-3 способностью представлять на высоком научном уровне полученные результаты в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в научных публикациях, на симпозиумах и конференциях, в том числе в преподавательской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы для решения поставленных задач в научном исследовании;
- научную проблематику в сфере информатики и вычислительной техники;
- основные понятия и методы сетевых протоколов;
- основы методов сжатия, обработки и передачи данных;
- организацию и методы работы поисковых систем;
- основные понятия и принципы сетевой безопасности;
- сновные принципы построения, функционирования и стандарты локальных и глобальных вычислительных сетей;
- основные принципы, методы кодирования и передачи данных в глобальных и локальных сетях;
- универсальные языки программирования;
- пециализированные программные пакеты, применяемые в научных исследованиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.- вести научные дискуссии, не нарушая законов логики и правил аргументирования;
- пользоваться методиками проведения научных исследований;
- применять полученные знания при решении практических задач;
- составлять, компилировать и отлаживать компьютерные программы на универсальных языках программирования типа C/C++;
- использовать специализирпованные программные пакекты
- применять базовые программные средства для дистанционного образования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- формулировать научную проблематику в сфере информатики и вычислительной техники;
- обосновывать выбранное научное направление, адекватно подбирать средства и методы для решения поставленных задач в научном исследовании;
- владеть методами организации и проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере обеспечения информационной безопасности;
- делать обоснованные заключения по результатам проводимых исследований;
- владеть методами анализа и самоанализа, способствующих развитию личности научного работника;
- навыками работы с современными операционными системами;
- навыками работы с поисковыми системами;
- навыками обеспечения сетевой безопасности;
- навыками настройки сетевых протоколов и сетевых устройств.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Задачи научно-исследовательской работы магистранта
1.1. Специализированные пакеты прикладных программ для научных исследований: Matlab, Scilab, Maxima. Программирование на Matlab. Лекции 2 1
1.2. Разработка методик проектирования новых процессов и изделий. Сам. работа 2 16 Л1.1, Л1.2
1.3. Создание динамического web-сайта с использованием языка PHP. Практические 2 1 Л1.2
1.4. Организация проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов. Сам. работа 2 20 Л1.1, Л1.2
1.5. Основные цели использования ИТ в обучении. Открытое образование и дистанционное обучение. Основные технологии дистанционного обучения. Программные средства электронного обучения. Программный комплекс Moodle и принципы его работы. Лекции 2 1 Л1.2
1.6. Создание web-страницы в интернет с использованием языка Java-script. Практические 2 1
1.7. Анализ и оформление научных исследований. Внедрение и определение экономической эффективности. Сам. работа 2 20 Л1.1, Л1.2
1.8. Создание электронных курсов в среде Moodle. Элек- тронное тестирование. Типы и назначение тестов в образовании. Организация процесса тестирования. Принципы разработки тестовых заданий. Электронные образовательные ресурсы Интернет. Лекции 2 1 Л1.1
1.9. Визуализация экспериментальных данных временных рядов при помощи gnuplot. Практические 2 1 Л1.2
1.10. Подготовка по результатам научных исследований отчетов, статей, докладов на научных конференциях. Сам. работа 2 20 Л1.2
1.11. Струкетура и содержание этапов исследовательского процесса. Понятие м признаки диссертации. Структура диссертации. Лекции 2 1 Л1.1
1.12. Подготовка к публикации научной работы в среде LaTeX. Практические 2 1 Л1.2
1.13. Условия патентоспособности изобретения, полезной модели, промышленного образца. Патентный поиск. Сам. работа 2 20 Л1.2
Раздел 2. Аттестация
2.1. Зачет 2 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 biblioclub.ru
Л1.2 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
При подготовке отчета по практике должны использоваться электронные библиотечные информационно-справочные системы, программное обеспечение:
- Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
- 7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
- Acrobat Reader DC – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
Microsoft Windows
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.researcher.ru – Портал исследовательской деятельности учащихся
www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Деловая библиотека ЦМТ (Центральной Международной торговли)
http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины