МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Вычислительные системы, сети и телекоммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИвД-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст.преподаватель , Калинин А.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Вараксин С.В.

Рабочая программа дисциплины
Вычислительные системы, сети и телекоммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» рассматривает введение в сетевую тематику и дает базовые знания по организации и функционированию сетей и компьютерного оборудования (ЭВМ, операционных систем и т.п.). В лекциях даны общие понятия компьютерных сетей, их структуры, применяющихся технологий и протоколов передачи данных, основы функционирования компьютера и компьютерных программ. Приведены виды топологии, используемые для физического соединения компьютеров в сети, методы доступа к каналу связи, физические среды передачи данных. Передача данных в сети рассматривается на базе эталонной базовой модели, разработанной Международной организацией по стандартам взаимодействия открытых сетей. Описываются правила и процедуры передачи данных между информационными системами. Приводятся типы сетевого оборудования, их назначение и принципы работы. Описывается сетевое программное обеспечение, используемое для организации сетей. Рассматриваются принципы межсетевого взаимодействия. Приводятся основные понятия из области сетевой безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-3 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК-4 Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью;
ОПК-5 Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Принципы связи и обмен данными в локальной проводной сети.
Структура сети Интернет и принципы обмена данными между узлами в сети Интернет.
Схема подключения к Интернету через поставщика услуг.
Основные сетевые устройства.
Виды, характеристики и маркировка сетевых кабелей и контактов.
Сетевая адресация. IP-адреса и маски подсети. Типы IP-адресов и методы их получения. DHCP.
Многоуровневая модель OSI и сетевые протоколы.
Беспроводные технологии и локальные сети.
Угрозы безопасности в локальной компьютерной сети. Методы атак и политика
безопасности. Межсетевые экраны. Вопросы безопасности, актуальные для провайдеров.
Основные сетевые службы. Архитектура клиент-сервер. IP-сервисы и принципы их работы. Электронная почта. Служба доменных имен DNS
3.2.Уметь:
3.2.1.Выполнять проверку и устранять неполадки сети и подключения к Интернет.
Выявлять и устранять угрозы безопасности домашней локальной компьютерной сети.
Настраивать и проверять распространенные Интернет-приложения.
Настраивать базовые IP-сервисы при помощи графического интерфейса ОС.
Контролировать производительность сети и выявлять сбои.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Создания и настройки одноранговой сети, компьютерной сети с помощью маршутизатора, беспроводной сети.
Использования основных команд для проверки подключения к Интернет, отслеживания сетевых пакетов, параметров IP-адресации.
Настройки безопасности компьютерной сети.
Поиска и устранения проблем в компьютерных сетях, их обслуживания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации
1.1. Тема 1. Введение в курс Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.2. Тема 2. Вычислительные сети Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.3. Архитектура персонального компьютера Лабораторные 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.4. Трассировка подключения к Интернет Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.5. Использование калькулятора Windows для двоичных представлений Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.6. Тема 3. Информационно-вычислительные сети: основные понятия Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.7. Сервер доменных имён Лабораторные 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.8. Определение конфигурации IP-адреса компьютера Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.9. Определение MAC-адреса компьютера Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.10. Тема 4. Модель OSI Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.11. Протокол разрешения адресов Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.12. Локальная вычислительная сеть. Лабораторные 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.13. Тема 5. Телекоммуникации Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.14. Настройка базовых функций безопасности беспроводной сети Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.15. Подключение к маршрутизатору беспроводной связи Лабораторные 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.16. Настройка параметров брандмауэра Лабораторные 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.17. Сетевая адресация Лабораторные 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.18. Использование команды ipconfig Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.19. Использование команды ping Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.20. Поиск и устранение неполадок помощью сетевых служебных программ Сам. работа 3 16 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.21. Мобильный Wi-Fi - Android и OS iOS Сам. работа 3 16 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.22. Настройка параметров брандмауэра Сам. работа 3 40 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.23. Тема 6. Видеосвязь и видеоконференции Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.24. Установка видеосвязи Сам. работа 3 15 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.25. Итоговый экзамен Экзамен 3 9 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Валерий Шевченко Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учебник КноРус, 2013
Л1.2 К. Е. Самуйлов [и др.] ; под ред. К. Е. Самуйлова, И. А. Шалимова, Д. С. Кулябова СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ: Учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Буцык С.В., Крестников А.С., Рузаков А.А. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учебное пособие: Учебники и учебные пособия для вузов Челябинск: ЧГИК,, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николай Максимов, Игорь Попов, Татьяна Партыка Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: учебник Форум, 2013
Л2.2 Синицын Ю. И. , Ряполова Е. , Галимов Р. Р. Сети и системы передачи информации: учебное пособие Оренбург: ОГУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Академия Cisco netacad.com
Э2 Основы работы в Packet Tracer www.netacad.com
Э3 Курс в Moodle "Вычислительные системы, сети и телекоммуникации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Интернет браузер
Skype
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного
университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания

Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения .
- При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно.

Учебная дисциплина обеспечена электронным учебно-методическим комплексом, который доступен в полном объеме зарегистрированному студенту на портале Академии Cisco и включает следующие компоненты:
Интерактивный учебник по всем темам курса, содержащий анимационные и видеоролики, компьютерные тесты, мультимедийные практические задания;
Компьютерная среда для проектирования, моделирования работы и анализа компьютерных сетей;
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ в виртуальной среде;
Интерактивные тесты;
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ с реальным оборудованием.

Текущий контроль успеваемости осуществляется на основе проверки выполнения практических заданий и лабораторных работ, рефератов.

Для оценки качества усвоения знаний и умений предусмотрен экзамен.