МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инноватика в социальной работе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильИнновационные технологии социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_04_02-ИТСЗН-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 85
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Инноватика в социальной работе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение студентами основных знаний об проблемах социальной инноватики, формировании новых подходов к их решению через использование в своей деятельности креативного мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен объяснять и прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе анализа и оценки профессиональной информации, научных теорий и концепций
ПК-3 Способен к организации межведомственного взаимодействия, использованию ресурсов социальной инфраструктуры, бизнеса и общественных организаций для обеспечения социальной защиты населения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать современные тенденции развития социальной инноватики;
критерии инновационных процессов в социальной сфере;
принципы и способы применения и развития креативности.
3.2.Уметь:
3.2.1.осваивать ресурсы социальных систем и проектировать их развитие;
выстраивать и реализовывать перспективные линии саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к проектированию в социальной сфере;
технологиями совершенствования креативности мышления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория творчества и креативности
1.1. Креативность: понятие, происхождение, виды, принципы Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Этапы творческого процесса. Виды креативности Практические 2 8 ОПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Этапы творческого процесса. Виды креативности Сам. работа 2 16 ОПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.4. Основные теории креативности. Способы и приемы раскрытия креативности в личности Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.5. Основные теории креативности. Способы и приемы раскрытия креативности в личности Сам. работа 2 16 ОПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.6. Теоретические основы социальной инноватики. Принципы, методы и виды инновационных процессов в социальной сфере Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.7. Метод "мандала" как диагностика и катализатор творческого потенциала Практические 2 6 ОПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.8. Теоретические основы социальной инноватики. Принципы, методы и виды инновационных процессов в социальной сфере Сам. работа 2 16 ОПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.9. Общая характеристика инновационной системы. Структура инновации в социальной работе Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.10. Общая характеристика инновационной системы. Структура инновации в социальной работе Практические 2 8 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.11. Общая характеристика инновационной системы. Структура инновации в социальной работе Сам. работа 2 17 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.12. Креативность в социальных инновациях: теоретико-методологические основания Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.13. Креативность в социальных инновациях: теоретико-методологические основания Сам. работа 2 20 ОПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие "креативности", основные компоненты феномена.
2. Теории креативности: основные подходы, история становления.
3. Методы и формы развития креативности.
4. Личность и креативность: соотношение понятий.
5. Творчество и креативность: основные отличия и сходства.
6. Инновации: понятие, виды, функции.
7. Теоретические основы социальных инноваций.
8. Социальный проект как основы социальных инноваций.
9. Инноватика: виды, методолгические основания.
10. Соотношение понятий "креативность" и "инновация".
11. Этапы творческого процесса.
12. Феномен креативности.
13. Инновационная деятельность как личностная, профессиональная, общественная единица измерения.
14. Закономерности инновационного процесса.
15. Инновационное проектирование в социальной работе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Подготовить конспект по учебному пособию Б.Ф.Усманов "Социальная инноватика" 2 и 3 главы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.А. Карлова, Е.А. Ноздренко, И.А. Пантелеева, И.А. Карлов Теория и практика креативной деятельности : Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Черникова, И.В. Социальные инновации: учебное пособие Ставрополь : СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ткаченко Н. В. Креативная реклама. Технологии проектирования.: учебное пособие М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Инновационные технологии социального обслуживания населения: практика деятельности социальных служб в процессе модернизации: сборник статей , 2014 biblioclub.ru
Л2.3 И.В. Черникова Социальные инновации: практикум Ставрополь : СКФУ, 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Утемов, В.В. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие Киров : АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт "Креативное мышление" http://creativethinking.net/articlesandtechniques/#sthash.bedj1Gsq.dpbs -
Э2 сайт о основные напрвления и методах теории креативности kolesnik.ru
Э3 сайт, посвященный краткому обзору большого количества креативных методик www.mycoted.com
Э4 Курс в Moodle «Инноватика в социальной работе» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.