МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационные формы социальной работы с семьей
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 16 12 16
Практические 30 36 30 36
Сам. работа 39 29 39 29
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Инновационные формы социальной работы с семьей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - овладение студентами теоретическими знаниями и практическими умениями внедрения таких инновационных технологий социальной работы с семьей как сетевая терапия и интенсивная семейная терапия на дому.

Задачи дисциплины:
-сформировать базовые представления об основных понятиях, подходах инновационных технологий социальной работы с семьей;
-ознакомить студентов с эволюцией подходов к социальной работе с семьей;
-раскрыть значимость использования инновационных технологий в социальной работе с семьей;
-сформировать представления о базовых принципах и ценностях, лежащих в основе инновационных технологий социальной работы с семьей;
-продемонстрировать возможности внедрения инновационных технологий сетевая терапия, интенсивная семейная терапия на дому в практику социальной работы;
-способствовать применению студентами теоретических знаний на практике, а так же развитию способности к критической оценке собственных знаний и умений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые представления об основных понятиях, подходах инновационных технологий социальной работы с семьей;
эволюцию подходов к социальной работе с семьей;
осознавать значимость использования инновационных технологий в социальной работе с семьей;
представления о базовых принципах и ценностях, лежащих в основе инновационных технологий социальной работы с семьей;
представления о возможностях внедрения инновационных технологий: работа с сетью социальных контактов и активная поддержка родительства в практике социальной работы.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать достоинства и недостатки форм, методов и технологий социальной работы с семьей в рамках инновационной и традиционной деятельности;
подвергать анализу ценностные отношения в работе с семьей;
применять методы инновационных технологий: сетевой терапии и активной поддержки родительства для выявления, формулировки и поиска путей решения проблем клиента;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения комплексных и индивидуальных социальных проектов информацию, организовывать и преобразовывать ее;
применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками критического анализа инновационной и традиционной деятельности в социальной работе;
эффективными способами внедрения сетевой терапии и технологии активной поддержки родительства в практику социальной работы с семьей;
различными навыками социального проектирования
эффективными способами социально-проектной деятельности в контексте инновационных технологий социальной работы с семьей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сетевая терапия.
1.1. Теоретические аспекты сети социальных контактов Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Теоретические основы работы с сетью социальных контактов Сам. работа 7 5 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Теоретические аспекты сети социальных контактов Практические 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Другие виды сетевых встреч Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Методика и этапы проведения сетевых встреч Практические 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Методика и этапы проведения сетвых встреч Сам. работа 7 8 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Работа с кейсами: сетевая диагностика Практические 7 10 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Методика и этапы проведения сетевых встреч Сам. работа 7 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Интенсивная семейная терапия на дому
2.1. Основы становления и развития семейной терапии Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Тоеретико-методологические основания семейной терапии Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Основные направления семейной терапии Практические 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Семья и нарушения ее функционирования Практические 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Основы становления и развития семейной терапии Сам. работа 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Интенсивная семейная терапия на дому Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Нарушения представления членов семьи о семье Практические 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Интенсивная семейная терапия на дому Сам. работа 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Диагностические методики и техники интервьюирования семьи Практические 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.10. Семейное и терапевтическое консультирование Практические 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Технология активной поддержки родительства
3.1. Теоретические основы активной поддержки родительства. Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Теоретические аспекты становления родительства Практические 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Теоретические основы активной поддержки родительства. Сам. работа 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Психология семейного воспитания Практические 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Психосоциальная помошь семье в период ожидания рождения ребенка Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.6. Психосоциальная помощь семье в период ожидания рождения ребенка Сам. работа 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.7. Просмотр обучающего видео-фильма по формированию и поддержки родительства Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.8. Психосоциальное сопровождение родительства Практические 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.9. Подготовка и просмотр видео-роликов по активной поддержке родительства Практические 7 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.10. Подготовка и просмотр видео-роликов по активной поддержке родительства Сам. работа 7 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.11. Подготовка к экзамену Экзамен 7 27 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1.Основные подходы к определению «сеть социальных контактов»
2.Организация сетевых встреч, мотивация и мобилизации участников. Процесс сетевых встреч, спираль развития встречи.
3.Другие виды сетевых встреч (семейный совет, встреча-диалог, группа поддержки и т.д.
4.Рефлексия в сетевом процессе.
5.Сетевая карта: условные обозначения, сектора, дистанции и социальные связи.
6.Типы сетевых карт: историческая, географическая, биографическая, гипотетическая, карта желаемого.
7.Команда сетевых специалистов.
8.История становления семейной терапии. Основные школы и направления семейной терапии
9.Цели семейной терапии. Состав участников и длительность семейной терапии.
10.Интенсивная семейная терапия. Фазы интенсивной семейной терапии.
11.Внутренняя картина семья, семейные сценарии.
12.Методы коррекции семейных отношений.
13.Семейные постулаты. Семейный симптом.
14.Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье.
15.Консультирование: цели, задачи, виды, принципы.
16.Супружеское и семейное консультирование: цели, виды, процедура проведения.
17.Терапевтическое консультирование: особенности, цели, отличия от диагностического консультирования.
18.Роль консультанта, его функции, стили поведения в процессе консультирования клиента.
19.Основные подходы к анализу понятия "родительство". Цели и задачи активной поддержки родительства.
20.Феноменологический подход к понятию "родительство".
21.Факторы, определяющие формирование родительства.
22.Интегративные составляющие феномена «родительство».
23.Соотношение понятий «родитель», «родительство», «отцовство», «материнство».
24.Культурно-исторические аспекты родительства в России.
25.Психологическая готовность к материнству.
26.Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка.
27.Перинатальное воспитание. Перинатальные матрицы.
28.Формы и методы психосоциальной работы с семьей, ожидающей рождение ребенка.
29.Основные подходы к отцовству как к социальному феномену.
30.Отцовство в исторической ретроспективе.
31.Формы и методы работы с подростками и молодежью по формированию ответственного отношения к родительству: тематические дискуссии, тренинги.
32.Программы и проекты по формированию ответственного отношения к родительству у подростков и молодежи
33.Реабилитационный досуг для семей с детьми.
34.Формы и методы работы с отцами: группы само- и взаимопомощи, клуб для пап, тренинги, семинары-интенсивы.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Творческое задание для студентов:
1.Составить свою собственную сетевую карту с расшифровкой основных обозначении.
2. Подготовить и выступить с докладом о программах поддержки ответственного родительства, материнства и отцовства в России и Алтайском крае.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Куфтяк, Е.В. Основы психологической работы с семьей : учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа,, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439458
Л1.2 Могилевская, Е.В. Перинатальная психология. Психология материнства и родительства: учебник Ростов : Издательство Южного федерального университета, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241135
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тюрина, Э.И. Технологии социокультурной работы с семьей: учеьное пособие Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=277350
Л2.2 Кохановская, Л.С. Семьеведение: семья в разводе и социальная работа с ней: учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439206
Л2.3 ред. Д. Циантис ; пер. В.И. Белопольский Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками: Москва : Когито-Центр, 2006 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56490
Л2.4 Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452836
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Все о детях и семье». www.7ef.ru/pub
Э2 Сайт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения www.sirotstvo.ru
Э3 Сайт Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. www.fond-detyam.ru
Э4 Сайт Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). www.unicef.ru
Э5 Сайт "Я-родитель" http://www.ya-roditel.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.