МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы web-программирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-3-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 85
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4
курсовая работа: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 21 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 6 6 16 16
Лабораторные 34 34 18 18 52 52
Сам. работа 28 28 57 57 85 85
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Алябышева Ю.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы web-программирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение целостного представления о методах и подходах, используемых в web-разработке;
формирование умения и навыков работы с web-приложениями;
изучение программных средств web-разработки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение
ПК-8 способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач
ПК-9 способностью составлять техническую документацию проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов
ПСК-1 способностью проектировать дизайн интерфейса пользователя информационной системы, в том числе с учетом развития современной шрифтовой культуры и особенностей пользовательского поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных концепциях и принципах разработки web-приложений;
о программных средствах, используемых в web-разработке.
3.2.Уметь:
3.2.1.основные подходы и технологии, применяемые в web-разработке;
использовать различные инструментальные средства в процессе создания web-приложений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.верстки гипертекстовых документов с использованием языка разметки HTML и таблицы стилей CSS;
создания клиент-серверные приложения, выполняемых в сети World Wide Web.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Архитектура Web-приложений
1.1. Стек протоколов TCP\IP. Протокол HTTP: структура протокола, стандартизация. Лекции 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Архитектура Web приложений Задача отделение данных от логики N-уровневая архитектура (1, 2, 3) Шаблоны проектирования Архитектурный шаблон MWC Сравнение MVC и трёх-уровневой архитектуры Лекции 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Технологии представления
2.1. Проблемы отображения информации. Развитие протокола передачи гипертекстов HTML, структура, отличие стандартов (HTML 4.1, XHTML, HTML 5). Отделение данных от представления (CSS). Лекции 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Формирование простых HTML станиц Лабораторные 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Проблемы создания динамического интерфейса. История появления JavaScript, синтаксис, распростра-нённые варианты использования. Лекции 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Применение пользовательских скриптов (JavaScript) Лабораторные 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Применения CSS: селекторы, комбинаторы, псевдо-классы, псевдо-элементы, свойства, правила. CSS фреймворки. Лекции 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Особенности представления информации Лабораторные 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Применение JavaScript: приведение типов, об-ласть видимости, портативное наследование. Применение регулярных выражений. JavaScript библиотеки (jQuery). Лекции 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Сложная структура пользовательских скриптов (JavaScript) Лабораторные 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Применение CSS библиотеки TwitterBootstrup. Лекции 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Использование фреймворка Bootstrup для упрощения разработки Web-приложений Лабораторные 4 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Серверные технологии
3.1. Синхронная и асинхронная передача данных от клиента к серверу (JSONP, Ajax, Pos2HiddenIframe, CORS, postMessage, LongPolling, EventSource, Web-Socket). JavaScript библиотеки для передачи данных. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Использование Ajax для отображения информации о текущем состоянии сервера Лабораторные 4 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Основы Java: синтаксические конструкции, ти-пы данных, загрузка классов, reflection. Лабораторные 5 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Использование баз данных в Web приложениях. Механизм работы с базами данных JDBC. Оптимизация использования соединений (Pull соеди-нение с базой данных). Авторизация и аутентификация с использованием JAAS Лабораторные 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Подключение базы данных к приложению, использование пулов соединений с базой данных Лабораторные 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Передача данных внешним подсистемам (меха-низм сериализации и десериализации). Стандартный механизм (Serializable) Сериализация в текстовый формат (маршалинг) с ис-пользованием jaxb и xsd. Сам. работа 4 6 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Сериализация десериализация данных Лабораторные 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. История появлдения многопоточных приложе-ниях. Многопоточность в java, приметивы управления пото-ками. Многопоточность в Web приложениях (избегания бло-кировок и гонки за ресурсы). Сам. работа 4 10 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Оптимизация серверной части Web-приложения за счёт использования специальных языковых средств Лабораторные 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Защита канала передачи данных (https). Проблема открытых протоколов. Симметричное и несимметричное шифрование (пере-дача ключа) Алгоритм работы RSA, передача ключа сеанса. Проблема аутентификации (сертификаты и сервисы сертификации) Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.11. Изучения сертификатов на сторонних сайтах, подключение самоподписанного сертификата Лабораторные 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Протекания процесса работы сервиса (легиро-вание состояния). Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.13. Использование базы данных через ORM Hibernate Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.14. Web-сервисы, взаимодействие удалённых про-граммных компонент. Архитектуры SOAP и REST Сам. работа 5 16 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.15. Реализация интерфейсов подсистем на базе протокола SOAP Сам. работа 5 29 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.16. Написание собственных скриптов сборки проекта Лабораторные 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотренно.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Громов Ю. , Иванова О. Г. , Шахов Н. Г. , Однолько В. Г. Информационные Web-технологии: ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Тузовский А.Ф. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хенриксон Х., Хофманн С. Администрирование web-серверов в IIS: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Диков А. А. Веб-технологии HTML и CSS.:Учебное пособие: М. : Директ-медиа//ЭБС "Университетская библиотека online", 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.w3schools.com/ Информация о стандартах технологий представления
Э2 http://habrahabr.ru/company/yandex/blog/168259/ Видео материалы школы Web-разработки yandex
Э3 http://habrahabr.ru/ Коллективный блог содержащий множество аналитических статей косающихся использования различных техзнологий разработки приложений
Э4 http://tutorials.jenkov.com/java-servlets/index.html Блог известного java разаботчика о архитектуре и технологиях tutorials.jenkov.com
Э5 http://www.lektorium.tv/course/?id=22824 Открытое сервис видеолекций (Курс посвящённый языку программирования java) www.lektorium.tv
Э6 Основы веб программирования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система MS Windows;
Среда разработки Netbeans;
Платформа для разработки на java JDK 7;
Браузер Mozilla Firefox, Google Chrome, Internet Explorer, Opera;
Apache Tomcat HTTP Server.
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.