МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика обучения математике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент , Пузырная Е.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика обучения математике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, д.п.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д.п.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.теоретическую и практическую подготовка студента в области методики преподавания математики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять обучение математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2 Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения математики и экономики
ПК-3 Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания математики и экономики
ПК-4 Способен организовывать педагогическую деятельность по проектированию программ основного и среднего общего образования в области математики и экономики
ПК-5 Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении математике и экономике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.фактический материал школьного курса математики;
концепцию развития математического образования в РФ (24 декабря 2013 года, № 2506-р);
основные подходы, реализованные в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования;
цели и задачи обучения математике в школе и основные содержательно-методические линии школьного курса
математики;
3.1.5 основные подходы формирования ведущих математических понятий школьного курса математики;
3.1.6 теоретические основы обучения доказательству, различные виды доказательств, используемых при обучении
школьников математике, иметь представление о степени их достоверности, целесообразности использования
каждого из них для различных возрастных категорий учащихся;
3.1.7 теоретические основы обучения решению задач ведущих содержательно-методических линий школьного курса
математики, различные методы решения задач частных видов;
3.1.8 основные приемы мыслительной деятельности учащихся: синтез, анализ, сравнение, обобщение;
3.1.9 общие и частные особенности преподавания математики в различных возрастных группах учащихся на разных
ступенях школьного обучения.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать изучение основных компонентов содержания (понятий, утверждений, задач) основных
содержательно-методических линий в рамках урока математики основной школы;
использовать в процессе обучения математике элементы проблемного, развивающего обучения,
исследовательской деятельности;
реализовывать на практике дифференцированное обучение;
проводить анализ и самоанализ уроков.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями:
реализации грамотной устной и письменной математической речи;
реализации логической, алгоритмической и графической культуры;
реализации методики проведения уроков различных типов по математике;
реализации методики организации учебной деятельности учащихся;
реализации методики проведения индивидуальной работы с учениками как проявляющими интерес и
склонности к математике, так и имеющими пробелы в знаниях по предмету;
использования методов контроля и оценивания знаний школьников по математике;
использования традиционных и современных технологий обучения школьников основным компонентам
математического содержания и основным видам математической деятельности;
использования приемов проектирования уроков математики в соответствии с избранной технологией обучения;
использования способов ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты,
образовательные порталы и т.д.).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика обучения математике
1.1. Математические понятия и их определения Лекции 4 2 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Теоремы и их доказательства Лекции 4 2 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Задачи Практические 4 2 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Математический язык в школьной математике Практические 4 2 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Основы проектирования урока Практические 4 2 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Особенности содержания и методики изложения числовой линии в основной школе Сам. работа 4 8 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.7. Особенности содержания и методики изложения функциональной линии в основной школе Сам. работа 4 8 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.8. Особенности содержания и методики изложения линии уравнений и неравенств в основной школе Сам. работа 4 8 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.9. Особенности изучения геометрического материала в 1-6 классах Сам. работа 4 8 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.10. Методика изучения параллельности и перпендикулярности на плоскости и в пространстве Сам. работа 4 9 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.11. Изучение векторов и координат на плоскости и в пространстве Сам. работа 4 12 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.12. Геометрические преобразования на плоскости и в пространстве Сам. работа 4 12 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.13. Изучение элементов математического анализа в курсе алгебры старшей школы Сам. работа 4 12 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.14. Вероятностно-статистическая линия в школьном курсе математики Сам. работа 4 12 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. П. Мельников Информационные технологии: учебник М.: Академия, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство Флинта // ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины призвано углубить знания обучающихся по некоторым темам программы школьного курса
математики, приобрести первоначальный педагогический опыт подготовки и проведения занятий по математике, алгебре,
геометрии (основная школа) в условиях реализации современной концепции математического образования.
Профессиональная компетенция будущего учителя обеспечивается лекционно-практическим курсом, основанным на
системно-деятельностном и компетентностном подходе.
В систему подготовки входят:
- теоретическая подготовка на лекциях и практических занятиях, закрепляемая при выполнении различных видов
самостоятельной работы;
- профессиональная подготовка студентов, реализуемая на практических занятиях, а также при выполнении специальной
самостоятельной работы.
При работе над лекциями и подготовке к практическим занятиям студентам рекомендуется использовать указанную
основную и дополнительную литературу.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
Построение образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических
особенностей обучающихся, в частности предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов.
Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора (родителя, взявшего на себя
тьюторские функции в процессе обучения, волонтера).
Обучающиеся с ОВЗ, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в
установленные сроки с учетом индивидуальных особенностей и специальных образовательных потребностей конкретного
обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для лиц с
ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год.
При составлении индивидуального графика обучения для лиц с ОВЗ возможны различные варианты проведения занятий:
- проведение индивидуальных или групповых занятий с целью устранения сложностей в усвоении лекционного материала,
подготовке к семинарским занятиям, выполнению заданий по самостоятельной работе. Для лиц с ОВЗ, по их просьбе,
могут быть адаптированы как сами задания, так и формы их выполнения.
- выполнение под руководством преподавателя индивидуального проектного задания, позволяющего сочетать
теоретические знания и практические навыки;
- применение мультимедийных технологий в процессе ознакомительных лекций и семинарских занятий, что позволяет
экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала и увеличить его объем;
- дистанционную форму индивидуальных консультаций, выполнения заданий на базе платформы «Moodle». Основным
достоинством дистанционного обучения для лиц с ОВЗ является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать
содержание, методы, формы и темпы учебной деятельности инвалида, следить за каждым его действием и операцией при
решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность студента-инвалида, так и в
деятельность преподавателя. Дистанционное обучение также позволяет обеспечивать возможности коммуникаций не
только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности (форум,
вебинар, skype-консультирование). Эффективной формой проведения онлайн-занятий являются вебинары, которые могут
быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью сетевого взаимодействия всех участников
дистанционного обучения.
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации преподаватели, в
соответствии с потребностями студента, отмеченными в анкете, и рекомендациями специалистов дефектологического
профиля, разрабатывает фонды оценочных средств, адаптированные для лиц с ограниченными возможностями здоровья и
позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и
уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.
Форма проведения текущей аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических
особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости
лицам с ОВЗ может быть предоставлено дополнительное время для подготовки к ответу на зачете или экзамене,
выполнения задания по самостоятельной работе.
Студент с ограниченными возможностями здоровья обязан:
- выполнять требования образовательных программ, предъявляемые к степени овладения соответствующими знаниями;
- самостоятельно сообщить в соответствующее подразделение по работе со студентами с ОВЗ о наличии у него
подтвержденной в установленном порядке ограниченных возможностей здоровья, жизнедеятельности и трудоспособности
(инвалидности) необходимости создания для него специальных условий;
- соблюдать установленный администрацией университета «Порядок предоставления услуг по созданию специальных
условий».