Закреплена за кафедрой | Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса |
---|---|
Направление подготовки | 40.03.01. Юриспруденция |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | v40_03_01_Ю-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Протокол от 26.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Аничкин Евгений Сергеевич
1.1. | Целью освоения дисциплины «Риторика и документоведение в юриспруденции» являются: • формирование представления о риторике в совокупности всех ее составляющих; • представление сущности коммуникации, лежащей в основе риторики, дать представление о речи как инструмент эффективного общения; • представление о современных технологиях, применяемых в публичной убеждающей речи, • формирование навыков подготовки речи (умение выбирать и формулировать тему, определять цели выступления, составлять план, собирать материал, структурировать текст речи и т.п.; • познакомить с основами культуры речи, рассмотрев различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный и этический); • раскрыть специфику судебной риторики. В задачи дисциплины входит: – сформировать представление о специфике публичных выступлений в России: этика оратора, его вербальное и невербальное поведение; – развить качества хорошей речи, такие как точность, уместность, лаконичность, необходимые для успешных публичных выступлений; – овладеть навыками работы над содержанием и композицией выступления, а также приемами редактирования текста речи; – развить навыки публичных выступлений разных жанров: информативных (объявление группе, сообщение на научную тему); протокольно-этикетных (приветственное слово, благодарственная речь, поздравительная речь), агитационных (публичные обращения в рамках предвыборной кампании); развлекательных (рассказ о достопримечательностях города, тост, притча). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-5 | способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь |
ПК-5 | способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
ПК-7 | владением навыками подготовки юридических документов |
ПК-13 | способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-5: основных функций языка, разновидностей речевой деятельности; средств, форм и методов коммуникаций в рыночной среде; основные требования к оформлению юридических документов; ПК-7: формы речевого этикета, типов коммуникабельности, невербальных средств коммуникации; ПК-13: нормы русского литературного языка на всех уровнях; ОПК-5: способы построения логически верных высказываний в устной и письменной форме логические основы научно-исследовательской деятельности, законы логики, виды умозаключений. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-5: используя формы и методы коммуникаций взаимодействовать с различными институтами; ПК-7: эффективно выстраивать коммуникацию на языковом уровне в зависимости от цели и сферы применения (в том числе выступления перед аудиторией); ПК-13: определять структуру и содержание юридической документации; ОПК-5: грамотно и логично строить устную и письменную речь, ориентироваться в многообразии коммуникативных ситуаций, применять знания логики при работе с документами в устной речи. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-5: навыками определения основных требований к содержанию правовых документов; ПК-7: нормами современного русского литературного языка; ПК-13: навыками краткого изложения в документах результатов практической деятельности; ОПК-5: эффективно выстраивать коммуникацию на языковом уровне в зависимости от цели и сферы применения (в том числе выступления перед аудиторией);нормами современного русского литературного языка. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Юридическая риторика и основные объекты ее изучения | ||||||
1.1. | Специфика и смежный характер дисциплины. Юридическая риторика как частная риторика. Специфика юридической риторики в ряду других частных риторик: политической, духовной, социально-бытовой и т.д. Судебная речь как объект изучения юридической риторики в рамках традиционного подхода к преподаванию дисциплины. | Лекции | 5 | 2 | ПК-5, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Риторическая компетенция юриста как объект изучения юридической риторики в рамках компетентностно-ориентированного подхода к преподаванию дисциплины. Структура риторической компетенции юриста: общериторическая, языковая, правовая, этическая, эстетическая, коммуникативная, жанрово-стилевая, технико-речевая компетенции. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-5, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Судебная речь как объект изучения юридической риторики в рамках традиционного подхода к преподаванию дисциплины. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-5, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Судебная речь: античная традиция | ||||||
2.1. | Факторы возникновения и развития судебной риторики в Древней Греции. Агонистичность древнегреческого судопроизводства. Софисты как первые теоретики ораторского искусства. | Практические | 5 | 8 | ПК-5, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Образ оратора в трактовке софистов и диалектиков. Аристотель о риторике вообще и судебной в частности. Известные античные ораторы: Демосфен, Марк Тулий Цицерон и Марк Фабий Квинтилиан, Цицерон. | Лекции | 5 | 2 | ПК-5, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Риторика и право: проблема взаимовлияния. | Практические | 5 | 2 | ПК-5, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Особенности русской риторической традиции | ||||||
3.1. | Риторика и право: проблема взаимовлияния. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-5, ОПК-5 | Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Первые представления о речевой этике и правилах построения речи: «Книга притчей Соломоновых», православный «Молитвослов», «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др. Развитие отечественной риторической теории в учении М.В. Ломоносова. Судебная реформа 1864 г. как толчок к развитию отечественного судебного красноре-чия. Известные российские судебные ораторы конца XIX — начала XX в.: А.Ф. Кони, П.С. Пороховщиков, С.А. Андреевский, Ф.Н. Плевако и др. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-5, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Первые представления о речевой этике и правилах построения речи: «Книга притчей Соломоновых», православный «Молитвослов», «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др. Развитие отечественной риторической теории в учении М.В. Ломоносова. Судебная реформа 1864 г. как толчок к развитию отечественного судебного красноре-чия. Известные российские судебные ораторы конца XIX — начала XX в.: А.Ф. Кони, П.С. Пороховщиков, С.А. Андреевский, Ф.Н. Плевако и др. | Практические | 5 | 2 | ПК-5, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Этические основы судебной речи | ||||||
4.1. | Этика как наука, ее объект изучения. | Лекции | 5 | 2 | ПК-5, ОПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Компоненты образа этичного судебного оратора: ораторский долг, ораторское достоинство, ораторская честь, справедливость, ораторский такт, деликатность оратора, вежливость: корректность, учтивость, любезность. | Лекции | 5 | 0 | ПК-5, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Логические основы судебной речи. Теория аргументации | ||||||
5.1. | Внушение (суггестия) и убеждениие | Практические | 5 | 2 | ПК-5, ОПК-5 | Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Мыслительные операции, актуализируемые в аргументативном процессе: конструктивные, деструктивные, селективные и регулятивные. | Практические | 5 | 2 | ПК-5, ОПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Понятие аргументации. Участники аргументации. | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-5, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 6. Общериторические и лингвистические основы судебной речи | ||||||
6.1. | Общериторические требования к построению судебной речи: краткость, ясность, точность. | Лекции | 5 | 0 | ПК-5, ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.2. | Понятие языковой нормы, виды норм. Нелитературные варианты языка. Типичные нарушения языковых норм в судебной речи. | Практические | 5 | 2 | ПК-5, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Предусмотрены ФОС. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
письменные работы не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение к рабочей программе |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. М. Дзялошинский, М. А. Пильгун. | Риторика : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | под общ. ред. В. Д. Черняк. | Риторика: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | . А. Юшкова, Е. Б. Берг, Ю. Б. Феденева, С. В. Панченко ; под общ. ред. Н. А. Юшковой. | Культура речи и риторика для юристов: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Н. В. Михалкин, С. С. Антюшин. | Риторика для юристов: учебник для прикладного бакалавриат | М. : Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Совет Федерации www.council.gov.ru | |||
Э2 | Президент РФ www.president.kremlin.ru | |||
Э3 | Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru | |||
Э4 | Верховный суд РФ www.supcourt.ru | |||
Э5 | Электронный курс по дисциплине в ЭОИС MOODLE - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2373 | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
108С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке Темы практических занятий полностью соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, предложенные задания, представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом. Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится решению практических заданий. Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать рекомендованную литературу, используя электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы. После изучения теоретических вопросов, решения практических заданий следует выполнить тест. Таким образом, организационные формы обучения включают в себя: • контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий; • самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера. Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено. |