МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Риторика и документоведение в юриспруденции
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01_Ю-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Аксенова Галина Николаевна

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Риторика и документоведение в юриспруденции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 26.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Аничкин Евгений Сергеевич

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 26.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Аничкин Евгений Сергеевич

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Риторика и документоведение в юриспруденции» являются:
• формирование представления о риторике в совокупности всех ее составляющих;
• представление сущности коммуникации, лежащей в основе риторики, дать представление о речи как инструмент эффективного общения;
• представление о современных технологиях, применяемых в публичной убеждающей речи,
• формирование навыков подготовки речи (умение выбирать и формулировать тему, определять цели выступления, составлять план, собирать материал, структурировать текст речи и т.п.;
• познакомить с основами культуры речи, рассмотрев различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный и этический);
• раскрыть специфику судебной риторики.
В задачи дисциплины входит:
– сформировать представление о специфике публичных выступлений в России: этика оратора, его вербальное и невербальное поведение;
– развить качества хорошей речи, такие как точность, уместность, лаконичность, необходимые для успешных публичных выступлений;
– овладеть навыками работы над содержанием и композицией выступления, а также приемами редактирования текста речи;
– развить навыки публичных выступлений разных жанров: информативных (объявление группе, сообщение на научную тему); протокольно-этикетных (приветственное слово, благодарственная речь, поздравительная речь), агитационных (публичные обращения в рамках предвыборной кампании); развлекательных (рассказ о достопримечательностях города, тост, притча).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-7: владением навыками подготовки юридических документов
ПК-13: способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации
ОПК-5: способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5: основных функций языка, разновидностей речевой деятельности; средств, форм и методов коммуникаций в рыночной среде;
основные требования к оформлению юридических документов;
ПК-7: формы речевого этикета, типов коммуникабельности, невербальных средств коммуникации;
ПК-13: нормы русского литературного языка на всех уровнях;
ОПК-5: способы построения логически верных высказываний в устной и письменной форме логические основы научно-исследовательской деятельности, законы логики, виды умозаключений.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5: используя формы и методы коммуникаций взаимодействовать с различными институтами;
ПК-7: эффективно выстраивать коммуникацию на языковом уровне в зависимости от цели и сферы применения (в том числе выступления перед аудиторией);
ПК-13: определять структуру и содержание юридической документации;
ОПК-5: грамотно и логично строить устную и письменную речь, ориентироваться в многообразии коммуникативных ситуаций, применять знания логики при работе с документами в устной речи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5: навыками определения основных требований к содержанию правовых документов;
ПК-7: нормами современного русского литературного языка;
ПК-13: навыками краткого изложения в документах результатов практической деятельности;
ОПК-5: эффективно выстраивать коммуникацию на языковом уровне в зависимости от цели и сферы применения (в том числе выступления перед аудиторией);нормами современного русского литературного языка.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Юридическая риторика и основные объекты ее изучения
1.1. Специфика и смежный характер дисциплины. Юридическая риторика как частная риторика. Специфика юридической риторики в ряду других частных риторик: политической, духовной, социально-бытовой и т.д. Судебная речь как объект изучения юридической риторики в рамках традиционного подхода к преподаванию дисциплины. Лекции 5 2 ПК-5, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Риторическая компетенция юриста как объект изучения юридической риторики в рамках компетентностно-ориентированного подхода к преподаванию дисциплины. Структура риторической компетенции юриста: общериторическая, языковая, правовая, этическая, эстетическая, коммуникативная, жанрово-стилевая, технико-речевая компетенции. Сам. работа 5 8 ПК-5, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Судебная речь как объект изучения юридической риторики в рамках традиционного подхода к преподаванию дисциплины. Сам. работа 5 8 ПК-5, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Судебная речь: античная традиция
2.1. Факторы возникновения и развития судебной риторики в Древней Греции. Агонистичность древнегреческого судопроизводства. Софисты как первые теоретики ораторского искусства. Практические 5 8 ПК-5, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Образ оратора в трактовке софистов и диалектиков. Аристотель о риторике вообще и судебной в частности. Известные античные ораторы: Демосфен, Марк Тулий Цицерон и Марк Фабий Квинтилиан, Цицерон. Лекции 5 2 ПК-5, ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Риторика и право: проблема взаимовлияния. Практические 5 2 ПК-5, ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Особенности русской риторической традиции
3.1. Риторика и право: проблема взаимовлияния. Сам. работа 5 8 ПК-5, ОПК-5 Л1.2, Л2.2
3.2. Первые представления о речевой этике и правилах построения речи: «Книга притчей Соломоновых», православный «Молитвослов», «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др. Развитие отечественной риторической теории в учении М.В. Ломоносова. Судебная реформа 1864 г. как толчок к развитию отечественного судебного красноре-чия. Известные российские судебные ораторы конца XIX — начала XX в.: А.Ф. Кони, П.С. Пороховщиков, С.А. Андреевский, Ф.Н. Плевако и др. Сам. работа 5 8 ПК-5, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Первые представления о речевой этике и правилах построения речи: «Книга притчей Соломоновых», православный «Молитвослов», «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др. Развитие отечественной риторической теории в учении М.В. Ломоносова. Судебная реформа 1864 г. как толчок к развитию отечественного судебного красноре-чия. Известные российские судебные ораторы конца XIX — начала XX в.: А.Ф. Кони, П.С. Пороховщиков, С.А. Андреевский, Ф.Н. Плевако и др. Практические 5 2 ПК-5, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Этические основы судебной речи
4.1. Этика как наука, ее объект изучения. Лекции 5 2 ПК-5, ОПК-5 Л1.1, Л2.2
4.2. Компоненты образа этичного судебного оратора: ораторский долг, ораторское достоинство, ораторская честь, справедливость, ораторский такт, деликатность оратора, вежливость: корректность, учтивость, любезность. Лекции 5 0 ПК-5, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Логические основы судебной речи. Теория аргументации
5.1. Внушение (суггестия) и убеждениие Практические 5 2 ПК-5, ОПК-5 Л1.2, Л2.2
5.2. Мыслительные операции, актуализируемые в аргументативном процессе: конструктивные, деструктивные, селективные и регулятивные. Практические 5 2 ПК-5, ОПК-5 Л1.1, Л2.2
5.3. Понятие аргументации. Участники аргументации. Сам. работа 5 16 ПК-5, ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Общериторические и лингвистические основы судебной речи
6.1. Общериторические требования к построению судебной речи: краткость, ясность, точность. Лекции 5 0 ПК-5, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Понятие языковой нормы, виды норм. Нелитературные варианты языка. Типичные нарушения языковых норм в судебной речи. Практические 5 2 ПК-5, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Предусмотрены ФОС.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
письменные работы не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к рабочей программе
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. М. Дзялошинский, М. А. Пильгун. Риторика : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/ritorika-433052
Л1.2 под общ. ред. В. Д. Черняк. Риторика: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/ritorika-444026
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. В. Михалкин, С. С. Антюшин. Риторика для юристов: учебник для прикладного бакалавриат М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/ritorika-dlya-yuristov-431798
Л2.2 . А. Юшкова, Е. Б. Берг, Ю. Б. Феденева, С. В. Панченко ; под общ. ред. Н. А. Юшковой. Культура речи и риторика для юристов: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/kultura-rechi-i-ritorika-dlya-yuristov-436466
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Совет Федерации www.council.gov.ru
Э2 Президент РФ www.president.kremlin.ru
Э3 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э4 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э5 Электронный курс по дисциплине в ЭОИС MOODLE - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2373 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2373
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке
Темы практических занятий полностью соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, предложенные задания, представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится решению практических заданий.
Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать рекомендованную литературу, используя электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы. После изучения теоретических вопросов, решения практических заданий следует выполнить тест.
Таким образом, организационные формы обучения включают в себя:
• контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.