МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дидактические основы раннего обучения иностранному языку
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. пед. наук, доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор , Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Дидактические основы раннего обучения иностранному языку

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка студентов к профессиональной деятельности согласно требованиям ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» на основе углубления профессиональных компетенций преподавателя ИЯ в области преподавания иностранного языка на начальном (подготовительном)этапе обучения в рамках расширения как теоретических, так и практических
аспектов деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ПК-1: Способен осуществлять обучение иностранным языкам в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения иностранных языков
ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания иностранных языков
ПК-4: Способен организовывать педагогическую деятельность по проектированию программ основного и среднего общего образования в области иностранных языков
ПК-5: Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении иностранным языкам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основы профессиональной деятельности в сфере дошкольного и начального школьного образования;
– правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования;
– сущность и структуру образовательного процесса обучения иностранному языку в детском саду и начальной школе;
- нормы и способы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе;
– методологию педагогических исследований проблем дошкольного и начального школьного образования (обучения, воспитания);
– теорию и технологии обучения ребенка иностранному языку;
– содержание преподаваемого предмета;
– закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в ранние возрастные периоды;
– способы психологического и педагогического изучения обучающихся;
– способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
– способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;
– способы профессионального самопознания и саморазвития;
3.2.Уметь:
3.2.1.– системно анализировать и выбирать образовательные концепции, использовать научные знания при решении социальных и профессиональных задач, а также отечественный и зарубежный опыт организации культурнопросветительской деятельности;
– использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
– учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
– учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;
– проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
– создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
– организовывать внеучебную деятельность обучающихся;
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) при работе с иноязычными и двуязычными (на профильном уровне)материалами;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.), использовать возможности информационной среды, для обеспечения качества учебновоспитательного процесса;
– способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
- основами речевой профессиональной культуры;
– способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
– способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Раннее обучение иностранному языку в сфере межкультурной коммуникации Лекции 9 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.2. Раннее обучение иностранному языку в сфере межкультурной коммуникации Практические 9 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.3. Раннее обучение иностранному языку в сфере межкультурной коммуникации Сам. работа 9 6 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.4. Психолого-педагогические основы преподавания иностранного языка в начальной школе и детском саду Практические 9 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.5. Психолого-педагогические основы преподавания иностранного языка в начальной школе и детском саду Сам. работа 9 6 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.6. Структура и содержание программы по иностранным языкам для детского сада и начальной школы Практические 9 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.7. Структура и содержание программы по иностранным языкам для детского сада и начальной школы Сам. работа 9 6 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.8. Основные средства раннего обучения ИЯ Практические 9 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.9. Основные средства раннего обучения ИЯ Сам. работа 9 6 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.10. Современные технологии обучения иностранному языку Лекции 9 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.11. Современные технологии обучения иностранному языку Практические 9 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.12. Современные технологии обучения иностранному языку Сам. работа 9 6 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.13. Игровой метод в обучении ИЯ Лекции 9 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.14. Игровой метод в обучении ИЯ Практические 9 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.15. Игровой метод в обучении ИЯ Сам. работа 9 6 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.16. Обучение произносительным навыкам речи и аудированию на иностранном языке Лекции 9 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.17. Обучение произносительным навыкам речи и аудированию на иностранном языке Практические 9 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.18. Обучение произносительным навыкам речи и аудированию на иностранном языке Сам. работа 9 5 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.19. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции грамматика, лексика, чтение и письмо) Лекции 9 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.20. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции грамматика, лексика, чтение и письмо) Практические 9 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.21. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции грамматика, лексика, чтение и письмо) Сам. работа 9 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.22. Формирование коммуникативной компетенции на начальном этапе(говорение). Лекции 9 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.23. Формирование коммуникативной компетенции на начальном этапе(говорение). Практические 9 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.24. Формирование коммуникативной компетенции на начальном этапе(говорение). Сам. работа 9 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.25. Экзамен Экзамен 9 27 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.2 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
Л1.3 А.М. Столяренко Общая педагогика: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436823
Л1.4 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: учебник Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. В. Сенько Стиль педагогического мышления в вопросах: учеб. пособие М. : Дрофа, 2009
Л2.2 А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов (Учебное пособие) СПб.[и др.]: Питер, 2008
Л2.3 М. Н. Фроловская ; [науч. ред. Ю. В. Сенько] Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Изд-во АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/652
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:

- углубленный анализ материалов лекций;

- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;

- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.

В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций:
1) с целью снятия возможных затруднений;
2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.

При подготовке к лекции рекомендуется:

1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;

2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;

3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;

4) психологически настроиться на лекцию.

Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.