МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное проектирование в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., доцент , Колесникова О.Н.;к.с.н., доцент , Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальное проектирование в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2020 г. № 01
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г..к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2020 г. № 01
Заведующий кафедрой Чудова С.Г..к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами теоретико-методологоческих основ разработки, реализации и управления социальными проектами; обучение практическим навыкам подготовки и презентации концепции социального проекта, направленного решение социальных проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения
ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-33 способностью консультировать детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения
ПСК-4.7 готовность применять технологии придпринимательской деятельности в области педагогики и психологии девиантного поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы и специфику управления социальным проектом
основные технологии поиска и анализа информации, необходимой для создания социального проекта с использованием методов педагогики и психологии в профессиональной деятельности
теоретико-методологические основы и специфику разработки концепции социального проекта в области консультирования
теоретико-методологические основы и специфику применения технологий предпринимательской деятельности в сфере социального проектирования
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять потенциальные риски реализации социального проекта и обосновывать необходимые управленческие решения по их минимизации
осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для создания социального проекта с использованием методов педагогики и психологии в профессиональной деятельности
формулировать и обосновывать основные элементы концепции социального проекта в области консультирования
формулировать и обосновывать необходимость применения технологий предпринимательской деятельности в сфере социального проектирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками разработки и обоснования плана управленческого воздействия на социальный проект
практическими навыками сбора и анализа информации, необходимой для создания социального проекта с использованием методов педагогики и психологии в профессиональной деятельности
практическими навыками разработки и презентации концепции социального проекта в области консультирования
практическими навыками применения разнообразных технологий предпринимательской деятельности в сфере социального проектирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы социального проектирования
1.1. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Лекции 8 1 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Сам. работа 8 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Практические 8 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Основные принципы и этапы социального проектирования Лекции 8 1 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Основные принципы и этапы социального проектирования Сам. работа 8 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Основные принципы и этапы социального проектирования Практические 8 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Типология социальных проектов Лекции 8 1 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Типология социальных проектов Сам. работа 8 3 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Типология социальных проектов Практические 8 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Технологии разработки социального проекта
2.1. Структура и содержание социального проекта Лекции 8 1 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Структура и содержание социального проекта Сам. работа 8 4 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Структура и содержание социального проекта Практические 8 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Экспертиза социальных проектов Лекции 8 1 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Экспертиза социальных проектов Сам. работа 8 6 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Экспертиза социальных проектов Практические 8 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Методы коллективной работы над социальными проектами Лекции 8 1 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Методы коллективной работы над социальными проектами Сам. работа 8 4 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Методы коллективной работы над социальными проектами Практические 8 4 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Презентация и защита социальных проектов Практические 8 4 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Презентация и защита социальных проектов Сам. работа 8 13 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Управление социальными проектами
3.1. Специфика и основное содержание системы управления социальными проектами Лекции 8 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Специфика и основное содержание системы управления социальными проектами Сам. работа 8 4 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России Лекции 8 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России Сам. работа 8 6 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень заданий /вопросов
Теоретические вопросы
1. Сущность понятия социальный проект.
2. Философские аспекты социального проектирования
3. Субъект и объект социального проектирования.
4. Основные концепции социально-проектной деятельности.
5. Принципы разработки социального проекта.
6. Критерии успешного социального проекта.
7. Основные этапы социального проектирования.
8. Жизненный цикл социального проекта.
9. Инновационные и поддерживающие социальные проекты.
10. Основные источники финансирования социальных проектов.
11. Понятие концепции социального проекта.
12. Структура социального проекта.
13. Критерии эффективности социального проекта.
14. Назначение и технология экспертизы социального проекта.
15. Организация эффективной работы команды над проектом.
16. Методы командной работы над проектом.
17. Технология создания эффективной презентации для социального проекта.
18. Управление социальными проектами.
19. Методы и технологии управления социальными проектами.
20. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России.

Практические задания
1. Оценка значимости реализации социальных проектов в различных сферах для развития общества.
2. Графическое изображение жизненного цикла социального проекта.
3. Описание необычного способа привлечения спонсоров к реализации социального проекта.
4. Формулировка критических суждений о принятых критериях оценки эффективности социальных проектов.
5. Экспертиза социального проекта.
6. Разработка плана коллективной работы над социальным проектом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стегний, В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л2.2 О. Н. Колесникова Социальное проектирование и прогнозирование: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Exel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Творческое задание
Творческое задание предполагает групповую работу и публичное представление подготовленных проектов с дальнейшим их обсуждением, на основе которого оценивается задание. При оценивании творческого задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Зачет
Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.