МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Текстильный дизайн

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_МиБ-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 87
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 54 54 54 54
Сам. работа 87 33 87 33
Часы на контроль 27 9 27 9
Итого 180 108 180 108

Программу составил(и):
доц., Сердюкова Д.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Текстильный дизайн

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Подготовка к решению профессиональных задач в сфере дизайна текстиля.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 готовность использовать современные достижения науки и передовой технологии в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю и теорию текстильного дизайна
виды отделки и способы декорирования текстильных материалов
методы и технологию создания текстильных полотен
современные творческие и аналитические методы дизайнерской проектной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять проектирование продукции текстильного дизайна
проводить подбор текстильных материалов и колористического и композиционного решения
осуществлять выбор технологических приемов обработки в соответствии с особенностями материалов
сочетать традиционные методы, технологии и современные достижения в области текстильного дизайна
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.научной основой и практическими навыками дизайн-проектирования
приемами декорирования текстильных материалов
методами и приемами синтеза разнообразных структур, текстур и фактур для создания и декорирования материала
современными принципами, методами и технологией текстильного дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История текстильного дизайна
1.1. Дизайн, основные понятия и определения. Виды дизайна. Текстильный дизайн в истории материальной культуры. Особенности текстильного дизайна различных национальных и исторических культур. Текстиль в ДПИ и НП. Дизайн промышленного текстиля. Лекции 2 4 ПК-7 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л3.1
1.2. Копирование фрагментов подлинных образцов текстильных изделий. Разработка эскизов текстильных изделий в рамках исторических стилей. Разработка эскизов текстильных изделий с учетом стилистических особенностей различных национальных культур. Практические 2 12 ПК-7 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л3.1
1.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 2 10 ПК-7 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л3.1
Раздел 2. Текстильная промышленность: состояние и тенденции развития
2.1. Современное состояние текстильной промышленности. Производители текстиля. Состояние текстильной промышленности региона. Современный текстиль промышленного изготовления. Инновационные технологии производства. Ассортимент и свойства тканей. Современные тенденции в текстиле. Лекции 2 2 ПК-7 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л3.1
2.2. Анализ направления моды в текстиле. Анализ текстильных инноваций. Изучение ассортимента современных тканей. Изучение физико-пластических свойств и структуры материалов, методов их обработки и декорирования. Практические 2 4 ПК-7 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л3.1
2.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 2 2 ПК-7 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л3.1
Раздел 3. Художественный текстиль: приемы изготовления
3.1. Современный художественный текстиль. Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле, и их выразительные возможности. Лекции 2 2 ПК-7 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л3.1
3.2. Художественное ткачество. Валяние и фильцевание шерсти. Вязание и плетение. Пэчворк. Крашение и роспись. Технологические манипуляции с тканью. Вышивка. Практические 2 16 ПК-7 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л3.1
3.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 2 6 ПК-7 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л3.1
Раздел 4. Авторский текстиль
4.1. Фактура и принт в дизайне текстильных изделий. Авторский принт: технологии печати. Средства усиления выразительности художественной фактуры. Крейзи-текстиль. Авторские ткани. Лекции 2 2 ПК-7 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л3.1
4.2. Экспериментальный поиск новых материалов. Дизайн поверхности ткани. Практические 2 8 ПК-7 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л3.1
4.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 2 4 ПК-7 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л3.1
Раздел 5. Художественное проектирование текстильных изделий в интерьере
5.1. Текстиль в интерьере. Виды интерьерного текстиля. Проектирование и художественное оформление текстильных изделий для интерьера. Компьютерные технологии в проектировании и художественном оформлении текстильных изделий. Лекции 2 2 ПК-7 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л3.1
5.2. Проектирование и художественное оформление штучных изделий для интерьера. Проектирование и художественное оформление комплекта текстильных изделий для интерьера. Проектирование и художественное оформление сувенирных текстильных изделий. Практические 2 14 ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л3.1
5.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 2 11 ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л3.1
5.4. Экзамен 2 9 ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и итоговой аттестации. см. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 biblioclub.ru
Л1.2 Смирнова Л. Э. История и теория дизайна: Учебное пособие Сибирский Федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
Л1.3 Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство : понятия; этапы развития: Учебное пособие Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шевелина Н. Ю. Графическая и цветовая композиция: Учебная литература для ВУЗов Архитектон, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Л. Н. Турлюн, Н. В. Францева Компьютерные технологии в искусстве костюма и текстиля. Коллаж в Adobe Photoshop [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.3 Цветкова Н. Н. Текстильное материаловедение: Санкт-Петербург : Издательство «СПбКО», 2011 biblioclub.ru
Л2.4 Формальная композиция: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ООО ИПК «Университет», 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шокорова, Лариса Владимировна Общее материаловедение: прогр. и метод. рекомендации: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности www.cniishp.ru
Э2 Информационно-аналитический портал текстильной отрасли www.ivtextile.ru
Э3 Информационный портал легкой промышленности www.legprominfo.ru
Э4 Официальный сайт ОАО Рослегпром www.roslegprom.ru
Э5 Портал легкой промышленности legport.ru
Э6 Текстильный дизайн portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
220Д учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; зеркало 1 шт.; учебно-нагляднве пособия; манекен женский мягкий (торс) 2 шт.; оверлок Juki MO Juki MO 735; распошивальная машина Brother 2340 CV; утюг Phillips GC4850/02; швейная машина Brother Style 60e; швейная машина бытовая Brother LS 2125 – 3шт.; швейно-вышивальная машина бытовая Brother NV 950 E; доска гладильная (подставка для утога и подставка для рукава)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.