МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии моделирования бизнеса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г. Н.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии моделирования бизнеса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить студентов с методикой моделирования бизнес-архитектуры предприятия;
познакомить студентов с нотациями бизнес-моделирования;
научить построению бизнес-процессов в нотации BPMN;
познакомить студентов с современными CASE-системами бизнес-моделирования и построения электронного бизнеса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью к освоению новой техники, новых методов и новых технологий
ПК-7 способностью разрабатывать проекты компонентов сложных систем управления, применять для разработки современные инструментальные средства и технологии программирования на основе профессиональной подготовки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения, применяемые в организационном моделировании и моделировании бизнес-процессов;
терминологию, применяемую в организационном моделировании и моделировании бизнес-процессов;
нотации и технологии бизнес-моделирования;
назначения и примеры применения организационного и бизнес моделирования.
современные программные системы бизнес-моделирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.находить в открытых источниках необходимую информацию для анализа предметной области, связанной с выбранным направлением бизнеса;
использовать информацию для анализа предметной области, связанной со своим бизнесом;
строить бизнес-процессы в нотации BPMN;
работать с современными CASE-системами бизнес-моделирования;
работать с современными системами электронного бизнеса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.построения бизнес-процессов в нотации BPMN;
работы с современными CASE-системами бизнес-моделирования;
поиска информации в открытых источниках;
организационного анализа бизнеса;
анализа и реинжиниринга бизес-процессов компании.
работы с современными системами электронного бизнеса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Модели и моделирование. Моделирование в экономике. Лекции 8 2 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л2.1
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Организационно-функциональное моделирование предприятия
2.1. Полная бизнес-модель компании. Шаблоны организационного бизнес-моделирования. Построение организационно-функциональной модели компании. Построение модели описания бизнес-архитектуры. Метрики в бизнес-моделировании. Инструментальные средства организационного моделирования. Лекции 8 4 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л2.1
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 4 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л2.1
2.3. Построение бизнес-архитектуры компании. Лабораторные 8 6 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л2.1
2.4. Доработка практической работы. Сам. работа 8 3 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л2.1
2.5. Бизнес-архитектура компании в cистеме «ОРГ-МАСТЕР». Лабораторные 8 2 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л2.1
2.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 8 4 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Моделирование бизнес-процессов
3.1. Метод структурного анализа и проектирования (SADT). Лекции 8 2 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л2.1
3.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л2.1
3.3. Стандарт моделирования процессов BPMN. Лекции 8 4 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.5. Построение бизнес-процессов в среде BizAgi Modeler. Лабораторные 8 4 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.6. Доработка практической работы. Сам. работа 8 4 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.7. Функциональная модель организации. Диаграммы процессов в CASE-системе ELMA. Лабораторные 8 4 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 8 4 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Бизнес-архитектура в модели архитектуры предприятия
4.1. Основные понятия архитектуры предприятия. Домены архитектуры предприятия. Лекции 8 2 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Знакомство со средой IBM WebSphere Business Modeler Advanced. Лабораторные 8 4 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.3. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Доработка практической работы. Сам. работа 8 4 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.5. Бизнес-архитектура. Построение модели описания бизнес-архитектуры. Метрики в бизнес-моделировании. Лекции 8 2 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.6. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.7. Архитектура предприятия в IBM WebSphere Business Modeler Advanced. Лабораторные 8 4 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 8 4 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.9. Моделирование и анализ бизнес-процессов в IBM WebSphere Business Modeler Advanced. Лабораторные 8 2 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.10. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение 1.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение 1.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Долганова О.И., Виноградова Е.В., Лобанова А.М. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 urait.ru
Л1.2 Данилин А. В., Слюсаренко А. И. ИТ-стратегия: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л Проектирование информационных систем.: курс лекций Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2005 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Силич М.П., Силич В.А. Моделирование и анализ бизнес-процессов: ТУСУР, 2011 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бизнес Инжиниринг Групп bigc.ru
Э2 Projectimo projectimo.ru
Э3 ELMA — система управления бизнес-процессами и эффективностью www.elma-bpm.ru
Э4 IBM Developer Россия: Техническая библиотека www.ibm.com
Э5 Курс в Moodle "Информационные технологии моделирования бизнеса" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Libre Office, https://ru.libreoffice.org/about-us/license/ , (бессрочно);
Microsoft Windows 7, Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013, (бессрочно);
Bizagi Modeler, https://www.bizagi.com/en/bizagi-process-modeler-license-agreement , (бессрочно);
IBM WebSphere Business Modeler Advanced, IBM Academic Initiative, IBM EULA, (бессрочно);
Elma Community Edition, https://www.elma-bpm.ru/forms/user_agreement.html , (бессрочно);
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt , (бессрочно);
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf , (бессрочно);
Mozila FireFox, https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/ , (бессрочно);
Chrome, http://www.chromium.org/chromium-os/licenses , (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит студентов с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях студентов получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и промежуточной аттестации. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2860