МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии моделирования бизнеса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г. Н.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии моделирования бизнеса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить слушателей с методикой моделирования бизнес-архитектуры предприятия;
познакомить слушателей с нотациями бизнес-моделирования;
научить построению бизнес-процессов в нотации BPMN;
познакомить слушателей с современными CASE-системами бизнес-моделирования и построения электронного бизнеса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 Способен принимать участие в организации ИТ- инфраструктуры и управлении информационной безопасностью.
ПК-11 Способен осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей
ПК-12 Способен выполнять оценку и выбор варианта архитектуры программного средства
ПК-13 Способен выполнять оценку возможности реализации ИТ проекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения, применяемые в организационном моделировании и моделировании бизнес-процессов;
терминологию, применяемую в организационном моделировании и моделировании бизнес-процессов;
нотации и технологии бизнес-моделирования;
назначения и примеры применения организационного и бизнес моделирования.
современные программные системы бизнес-моделирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.находить в открытых источниках необходимую информацию для анализа предметной области, связанной с выбранным направлением бизнеса;
использовать информацию для анализа предметной области, связанной со своим бизнесом;
строить бизнес-процессы в нотации BPMN;
работать с современными CASE-системами бизнес-моделирования;
работать с современными системами электронного бизнеса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.построения бизнес-процессов в нотации BPMN;
работы с современными CASE-системами бизнес-моделирования;
поиска информации в открытых источниках;
организационного анализа бизнеса;
анализа и реинжиниринга бизес-процессов компании.
работы с современными системами электронного бизнеса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Модели и моделирование. Моделирование в бизнесе. Лекции 7 2 ПК-10 Л1.2
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ПК-10 Л1.2
Раздел 2. Организационно-функциональное моделирование предприятия
2.1. Полная бизнес-модель компании. Шаблоны организационного бизнес-моделирования. Построение организационно-функциональной модели компании. Построение модели описания бизнес-архитектуры. Метрики в бизнес-моделировании. Инструментальные средства организационного моделирования. Лекции 7 4 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.2
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 6 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.2
2.3. Построение бизнес-архитектуры компании. Лабораторные 7 6 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.2
2.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 10 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.2
2.5. Бизнес-архитектура компании в cистеме «ОРГ-МАСТЕР». Лабораторные 7 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.2
2.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 4 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.2
2.7. Бизнес-архитектура компании в cистеме «Fox Manager BPA». Лабораторные 7 2
2.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 4
Раздел 3. Моделирование бизнес-процессов
3.1. Метод структурного анализа и проектирования (SADT). Лекции 7 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л2.3, Л1.1
3.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л2.3, Л1.1
3.3. Стандарт моделирования процессов BPMN. Лекции 7 4 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 4 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.5. Построение бизнес-процессов в среде BizAgi Modeler. Лабораторные 7 4 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 8 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Бизнес-архитектура в модели архитектуры предприятия
4.1. Основные понятия архитектуры предприятия. Домены архитектуры предприятия. Лекции 7 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.3. Знакомство со средой IBM WebSphere Business Modeler Advanced. Лабораторные 7 4 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.3
4.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 8 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.3
4.5. Бизнес-архитектура. Построение модели описания бизнес-архитектуры. Метрики в бизнес-моделировании. Лекции 7 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.6. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.7. Архитектура предприятия в IBM WebSphere Business Modeler Advanced. Лабораторные 7 4 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.3
4.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 8 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.3
4.9. Моделирование и анализ бизнес-процессов в IBM WebSphere Business Modeler Advanced. Лабораторные 7 4 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.10. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 6 ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тельнов Ю. Ф., Фёдоров И. Г. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Преображенская Т. В. , Муртазина М. Ш. , Алетдинова А. А. Управление проектами: учебное пособие Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2018 biblioclub.ru
Л1.3 Данилин А. В., Слюсаренко А. И. ИТ-стратегия: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л Проектирование информационных систем.: курс лекций Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2005 biblioclub.ru
Л2.2 Долганова О.И., Виноградова Е.В., Лобанова А.М. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.3 Силич М.П., Силич В.А. Моделирование и анализ бизнес-процессов: ТУСУР, 2011 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бизнес Инжиниринг Групп bigc.ru
Э2 Projectimo projectimo.ru
Э3 ELMA — система управления бизнес-процессами и эффективностью www.elma-bpm.ru
Э4 IBM Developer Россия: Техническая библиотека www.ibm.com
Э5 Оптимизация бизнес-процессов www.intuit.ru
Э6 Архитектура предприятия www.intuit.ru
Э7 Курс в Moodle "Информационные технологии моделирования бизнеса" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Libre Office,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
ОРГ-МАСТЕР (учебная версия),
Fox Manager BPA (демо-версия),
BizAgi Modeler,
IBM WebSphere Business Modeler Advanced,
Microsoft Windows.
7-Zip.
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Гарант,
Консультант+.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2860